Подходы и решения к профессиональному самоопределению детей с особыми образовательными потребностями
Подходы и решения к профессиональному самоопределению детей с особыми образовательными потребностями
Авторы: Гарец Светлана Адамовна
и Павлова Елена Валерьяновна
ГБУДО «ЦРТ» Калининского района Санкт-Петербурга
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития профессионального детского самоопределения в системе дополнительного образования. Для обучения детей с особыми образовательными потребностями рассматривается система дополнительного образования. Рассмотрены подходы к организации работы с детьми в ГБУДО «ЦРТ» Калининского района города Санкт-Петербурга. Описаны концептуальные подходы к проблеме организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в современных условиях и постоянно изменяющихся в социуме требований к личности.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, дети с особыми образовательными потребностями, индивидуальный образовательный маршрут, softskills, компетенции будущего.
Одной из основных задач дополнительного образования является выявление, развитие и поддержка детей с особыми образовательными потребностями. В качестве основной структуры для обучения детей с особыми образовательными потребностями мы рассматриваем систему дополнительного образования, которая способствует расширению сферы творчества ребенка, позволяет учесть его познавательные и личностные особенности, даёт возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями – задача, требующая совместных действий многих специалистов: педагогов, психологов, родителей. Ведущей целью взаимодействия с семьёй ребенка является создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями. Наряду с созданием педагогических условий работы с детьми с особыми образовательными потребностями в ГБУДО «ЦРТ» Калининского района был разработан комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие с семьями обучающихся.
В рамках данной деятельности в учреждении привлекаются инициативные и заинтересованные педагоги, методисты, специалисты для организации работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Профессионально-личностная подготовка педагогов является необходимым условием на всех этапах работы, и поэтому большую роль мы отводим обучению и готовности педагогических кадров для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, систематизации и обобщению современного педагогического опыта.
Для создания функционирующей системы работы с детьми с особыми образовательными потребностями был сформирован инструментарий по профессиональному самоопределению детей. Педагогам было предложено выявить потребности обучающихся, используя методические рекомендации, включающие в себя единый словарь терминов, а также набор инструментов, позволяющий педагогам обосновать наличие способностей и интересов.
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, как правило, интересуются не одним предметом и не только в одной сфере деятельности, поэтому необходимо учитывать это при организации работы с этими детьми. Мы предполагаем, что данные обучающиеся, будущие выпускники учреждения дополнительного образования, будут успешными только при наличии определенных навыков. Об этих навыках всё чаще говорят как о «мягких» или «гибких» навыках жизни – softskills. Это некий «универсальный» ключ к успешности в будущем, основа «безбарьерных» переходов в неопределенном «поле будущих профессий», фундамент высокой адаптивной способности личности к постоянно изменяющейся среде.
С нашей точки зрения, возможно, именно подготовка детей к грядущему будущему на такой широкой платформе явится опытом создания перспективного плацдарма для самореализации личности независимо от её предметных интересов и предпрофессионального выбора. Основной смысл работы с детьми с особыми образовательными потребностями - организация индивидуальной работы с ребенком и его семьей (разработка индивидуальных образовательных маршрутов; маршрут=траектория); достижение результативности; стимулирование профессионального самоопределения; создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в сотрудничестве с социальными партнерами; возможная «передача» ребенка нашим партнерам (учреждения спорта, культуры и тому подобное).
Кроме того, в нашем учреждении разработаны дополнительные общеразвивающие программы с индивидуальными образовательными маршрутами. Выделены такие формы обучения детей с особыми образовательными потребностями, как обучение в малых группах по программам; работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог, но наставником может стать и сам ребёнок); элементы дистанционного обучения; воспитательные мероприятия, имеющие профориентационную направленность; каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; детские научно-практические конференции и семинары; проводятся тематические хакатоны; флешмобы; музатлоны и совместные проекты детей и их родителей (законных представителей).
Дети с особыми образовательными потребностями в нашем учреждении имеют возможность свободного выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения, потому ассортимент предлагаемых услуг является необходимым условием в организации работы с такими детьми. Чем он шире и актуальнее, тем больше возможности включить детей в ту деятельность, где они смогут в большей степени раскрыть свои индивидуальные наклонности для дальнейшего профессионального самоопределения.
Исходя из этого, мы предлагаем следующие подходы к разработке и содержанию образовательных программ:
1. Ускорение. Позитивным примером данного подхода в нашей организации могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, тематические хакатоны; флешмобы, музатлоны, совместные проекты детей и их родителей.
2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к обучающимся, которые обнаруживают интерес по отношению к той или иной области знаний или области деятельности. Здесь мы предлагаем разработку программ с углубленным изучением выбранного направления. Сюда же относится разработка индивидуального образовательного маршрута.
3. Наставничество. Данный подход имеет большое значение при формировании предпрофессиональных компетенций будущих выпускников в выбранном ими направлении деятельности, способствует определению предпрофессиональных интересов, запросов, целей и трудностей. В роли наставника могут выступать психолог, педагог, а также специалисты различного профиля через социальное взаимодействие (партнерство).
В нашем учреждении выделено четыре основных направления работы с детьми с особыми образовательными потребностями:
1. Психолого-педагогическое сопровождение самих дети с особыми образовательными потребностями.
2. Сотрудничество с семьей, включающее информационно-коммуникационное и организационно-педагогическое взаимодействие с родителями.
3. Сотрудничество внутри организации администрации, педагогов и специалистов в разработке и реализации разнообразных программ, включающих комплексные, краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы и индивидуальные образовательные маршруты, в том числе имеющие модульный характер.
4. Сотрудничество педагогов и специалистов, в том числе в рамках сетевых форм взаимодействия с коллегами из партнерских организаций при реализации дополнительных общеразвивающих программ и индивидуальных образовательных маршрутов для объединения ресурсов.
В нашем учреждении разработаны и реализуются дополнительные общеразвивающие программы для различных возрастных категорий детей с особыми образовательными потребностями, имеющие социально-гуманитарную (социально-педагогическую), художественную и техническую направленности. Целью данных программ является раскрытие потенциальных качеств обучающихся для дальнейшего их самоопределения и социальной адаптации путем вовлечения в различную деятельность. Эти программы, и подходы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями – наш вклад в будущее этих детей, а значит и в будущее нашей страны.
В результате реализации одной или нескольких дополнительных общеразвивающих программ мы получаем обучающегося, у которого будет сформирована субъектная позиция, в том числе на основе инструментального освоения softskills. Наша цель – создать условия для формирования интегральной компетенции личности – помочь ему профессионально самоопределиться. Важно, чтобы выпускник мог принять на себя и нести ответственность за свои выборы и свои шаги в выбранном направлении.