Воспитание толерантности у подрастающего поколения
Воспитание толерантности у подрастающего поколения
Автор: Ролдугина Ольга Михайловна
МКОУ «Щучинская СОШ», с. Борщевские Пески
Аннотация: В работе затрагивается проблема отношения к людям другой национальности, культуры, менталитета и как воспитать уважительное отношение у молодого поколения.
Ключевые слова: толерантность, воспитание.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Свою статью я хочу посвятить опыту рассмотрения злободневных вопросов, возникающих в современном обществе, особенно в свете последних событий, происходящих в нашей стране и мире в целом. В последнее двадцать лет в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом терпимости. Основной «толерантности» является признание права на любое отличие. Да, мы очень разные. По полу и возрасту, по образованию и взглядам, по характеру т внешности, но наиболее остро стоит вопрос об отношении к людям другой национальности и культуры.
В нашем небольшом селе проживают представители национальности турки-месхетинцы, которые в девяностые годы были вынуждены покинуть родные места по причине расовой дискриминации и стали переселенцами. Обосновавшись в нашем селе, они работают, создают семьи, их дети учатся в нашей школе. Считаю, что мы все не должны забывать о том, что это люди другой веры, культуры, жизненных ценностей и идеалов. Мы должны относиться к ним толерантно и воспитывать толерантное отношение у подрастающего поколения и быть примером для всех наших односельчан. Давайте рассмотрим, что значит «толерантность». Толерантность - понятие достаточно новое.
Словарь В.И. Даля дает это понятие как «терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, относиться к чужому мнению».
Словарь под редакцией А.М. Прохорова дает такое определение: «Толерантность – это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению»». В словаре С.И. Ожегова можем прочитать, что толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру человека, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма. Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, это совокупность взаимосвязанных свойств личности.
Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала, и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения. Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. От того, какой тип воспитания преобладает в семье – это, например, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка в разных делах, помощь в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.
Ребенок осваивает социальные связи и роли в мире. Становясь старше, ребенок должен получать больше свободы, но родители должны быть для него надежным тылом, ориентиром и примером в жизни. Воспитывать толерантность в семье – значит, прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Для того, чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у детей систему ценностей, в основе которой лежат общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание. Но так бывает не всегда, даже в хороших семьях. Поэтому учить толерантности детей должны мы с вами.
Первое проявление толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, языку, поведению имеют право жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Нам необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного человека к другому.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Нам необходимо помнить, что воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляемый всей социальной действительностью, окружающей ребенка. С целью организации работы по формированию толерантной личности предлагаю в планы воспитательной работы включить различные мероприятия, позволяющие воспитывать понимание и веротерпимость, уважение к чужому мнению, формирующие норму социального поведения, например: классные часы «Толерантность – что это?», «Кто мои друзья?», «Дружбой верной дорожу», тренинги «Виды толерантности», «Толерантная и интолерантная личность», «Агрессивное поведение в молодежной среде», «Мы против насилия и экстремизма».
В работе с родителями есть вопросы роли семьи и воспитания у подрастающего поколения доброжелательности, неконфликтности, готовности к сотрудничеству. Например, родительское собрание по теме «Толерантное отношение в семье и школе», общие праздники, походы, экскурсии, поездки. В план работы включить мероприятия по пропаганде миролюбия, повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликта, профилактике агрессии и экстремизма. Например, выставка рисунков и плакатов «Мы – многонациональный народ», месячник «Я и мой народ», классные часы «Уроки толерантности», «Выбор за вами», дебаты, дискуссии, тренинги, помогающие повышать уровень правовой культуры, осознание себя и своего места в обществе, не ущемляя права других людей.
При этом необходимо помнить, что путь развития толерантного человека – это путь свободного, знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. И мы, педагоги, должны помочь нашим учащимся воспитывать и развивать в себе черты толерантной личности.
Работая классным руководителем в классах, где учатся турки-месхетинцы, я сделала вывод, что совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Такие мероприятия необходимо проводить с детьми 5-7 классов. У учащихся старших классов необходимо формировать взаимоотношения с окружающими. Ведь современный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим.
Список литературы:
1. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва: Мир и Образование, 2019. – 1376 с. – (Новые словари). – ISBN 978-5-94666-657-2.
2. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. - 700 с. : портр.; 26 см.; ISBN 5-224-04281-X (в пер.).
3. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Большая Российская энциклопедия; Санкт-Петербург: Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 с. : ил. – ISBN 5-85270-160-2. – ISBN 5-7711-0004-8.
4. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся : методическое пособие / [Воробьева О. Я.]. - 2-е изд., доп. - Волгоград: Панорама. Москва: Глобус, 2007. - 156 с. : ил., табл.; 20 см. - (Школа. 1-11).; ISBN 978-5-9666-0024-2.
5. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.