Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль педагога в патриотическом воспитании учащихся на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2023-11-30 15:01:23
Статью разместил(а):
Ролдугина Ольга Михайловна

Роль педагога в патриотическом воспитании учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Ролдугина Ольга Михайловна 

МКОУ «Щучинская СОШ», с. Борщевские Пески

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме гражданско-патриотического воспитания учащихся. Рассматривается роль педагога в формировании чувства патриотизма и гражданственности у учащихся.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание. 

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы. 

 

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в школе.

Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, развитие познавательных интересов, потребностей. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.

Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.

Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира, помогают  становлению ребенка во взрослой жизни. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам А. Герцена,- это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Исторически опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал, большое воспитательное значение имеют пословицы, упражнения, диктанты, изложения, сочинения, соблюдение этических и коммуникативных норм, работа со словарями.

Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в литературе разных периодов.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину, свой народ.

Перед каждым учителем стоит вопрос, как преподать тот или иной текст, как приобщить ребенка к чтению. Ведь литература остается стержневой учебной дисциплиной, которая может и должна заниматься целенаправленным развитием эмоционального мира ребенка. Только в курсе литературы происходит «лепка» души, в отличие от геометрических теорем или правил орфографии. Отсюда принципиальное отличие урока литературы от уроков по другим предметам. На нем совершается просветление души ребенка, ее очищение, ее выращивание. И главное, высшая цель любого урока литературы состоит не столько в вооружении знаниями «на потом», сколько в том, чтобы «здесь и теперь», то есть на уроке в процессе изучения литературного произведения ребенок испытал то душевное потрясение, которое заставило бы его иначе, чем до этого урока, относится к героям произведения, к себе, и к миру.

Словом, урок литературы – это то время, кода чувства ребенка обострены и возвышены. И вся педагогическая стратегия, вся педагогическая тактика должны быть подчинены этой цели. В процессе обучения не надо заменять эмоциональное впечатление логической информацией, а опираться на него, пытаться понять, почему такое впечатление возникло, что его породило, насколько соответствует тексту, какие содержательные аспекты художественной формы были допущены при первом восприятии.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако, социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьным стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные  организации.

Надо растить хороших детей. Потому что Родина – это не только нынешнее поколение. Это понятие вневременное, оно объединят нас в великий, могучий, род. Это тысяча лет за нашей, это мы и наши дети, внуки и правнуки … Не зря народу дается в удел шестая часть земли, не зря дается ему великая и героическая история. Наша задача – не уронить, не растратить, не выпустить из рук свое наследство, а преумножить и передать детям.

 

 Список литературы:

1. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. -2012. - № 9.

2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: АЙРИС-Пресс, 2002. - 224 с.: ил.

3. Овчинникова Е. Символика России: герб, флаг, гимн. - (Методичка. Сценарий классного часа) // Библиополе. - 2008. - N 10. - С. 70-75. - Библиогр.: с. 75 (6 назв.) Сценарий классного часа, посвященного истории возникновения герба, флага и гимна России.

4. Луховицкий В.В. Один день в истории Родины // Читаем, учимся, играем. - 2007. - N 8 . - C. 50-54 (Шифр chui/2007). - ISSN 1560-7992 Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия, посвященного патриотическому воспитанию.

 

. . . . .