Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Адаптация ребенка к школе

Дата публикации: 2023-11-30 22:01:58
Статью разместил(а):
Рябцева Дина Ивановна

Адаптация ребенка к школе

Автор: Рябцева Дина Ивановна

ГБОУ «Школа № 2127», г. Москва

 

Аннотация: В этой статье освещается вопрос адаптации детей к школе, отношениях учителя и родителя к ребенку, даются рекомендации родителям.

Ключевые слова: адаптация детей, адаптация к школе.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Адаптация ребенка к школе – это одна из основных проблем начальной школы. Исследованием этого вопроса занимались многие ученые, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Л. Левина, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова и др.

По мнению И.Л. Левиной, школьная адаптация – один из видов социальной адаптации, выражается в определенном уровне овладения навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения ребенка к процессу обучения

Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям.

В конце лета всю семью ждет адаптация к школе.Большинство детей являются заинтересованными в неизведанном новом – обучении в школе. Они сильно желают стать первоклассником, стать взрослым. В этот период важно объяснять ребенку, почему и для чего он идет в школу, рассказывать и подготавливать морально к разнообразным жизненным обстоятельствам, когда у ребенка может что-то не получаться. Важно, что ребенок должен понимать и знать, к кому он может обратиться в затруднительной ситуации. Родители должны построить разговор с ребенком так, чтобы он воспринимал их авторитетом, людьми, к чьему мнению нужно прислушиваться. Если родители являются важными в глазах ребенка людьми, которые могут помочь и поддержать в любую минуту, то тогда ребенок сможет поделиться своими переживаниями, которые будут возникать в адаптационный период. В силу своего возраста, дети переходят из позиции «я и общество» в «я в обществе».

Если ребенок испытывает трудности еще в дошкольном детстве, важно передать эту информацию в школу, чтобы психолог и педагог обратили внимание, потому что есть вероятность, что ребенок может испытывать трудности в адаптационный период. Необходимо помнить, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. В этот период у него проходит «кризис семи лет». Поведение ребенка стремительно меняется, определить, в какую именно сторону – сложная задача, так как, утратив старые навыки, ребенок еще не успел освоить новые.

Период адаптации к школе для детей является очень сложным, связанным со стрессом, приводящим к общему ослаблению организма, повышению риска заболеваний от того как она пройдет, зависит очень многое: здоровье ребенка, мотивация, самооценка и учеба.

В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания.

Сложность периода адаптации к образовательному учреждению определяется тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических ресурсов.

Школа – это очень важный период, ведь именно в школьные годы ребенок приобретает знания и навыки, которые помогут ему добиться успеха во взрослой жизни, развить профессиональные, творческие и духовные качества.

Как пройдет адаптация – зависит еще и от обстановки в классе. Если первокласснику интересно и комфортно, он не испытывает страх и тревогу, то быстро привыкнет к школе и ее порядкам. Создать такой дружелюбный климат для каждого ученика – главная цель педагога в адаптационный период. Учитель первоклассников должен сохранять спокойствие, а малышам предоставить возможность осваивать школьные нюансы в удобном темпе и режиме. Очень важно замечать успехи и поощрять учеников, следить за показателями их психофизического здоровья.

В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, логопеда, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем. В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

От отношения учителя к ребёнку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Как правило, учитель для ученика – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, просят именно педагога оказать им в этом помощь.

Семейная ситуация, в которой оказывается ребёнок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряжение, эмоционально дискомфортная обстановка в семье отрицательно влияет на самочувствие школьника.

Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального. Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Татьяна Сергеевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?».

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой - застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Также родителям нужно позаботиться орабочем местедля ребёнка,которое будет не только функциональным, но и вызывающим положительные эмоции. Ему должно быть весело и комфортно проводить здесь достаточно много времени. Позаботьтесь об удобном стуле, хорошем освещении и вместительных полках.

Чтобы хорошо трудиться, необходимо хорошо отдыхать. Для детей это ничуть не менее важно, чем для взрослых. Поэтому, стремясь впихнуть максимум обучающих моментов в оставшееся до школы время, не забудьте сохранить для ребёнка его личное время – каждый день. Пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать. Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности.

Для того, чтобы у ребенка легче проходила адаптация нужно:

· Обнимать ребенка не менее семи раз в день.

· Чаще хвалить, а за промахи не осуждать.

· Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.

· Не предъявлять повышенных требований.

· Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

· Дайте малышу уверенность в себе, акцентируя внимание на тех действиях, которые получаются у него лучше всего.

· Проводите с ребенком больше времени

· Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Большинство первоклассников успешно адаптируются спустя первые два месяца обучения. Дети достаточно быстро входят в новый режим, проявляют заинтересованность к общению со сверстниками и учителем, находятся в хорошем настроении, не проявляют неспокойное поведение, не тревожны, не напряжены.Но не все дети могут так быстро пережить адаптационный период. Некоторым первоклассникам необходимо больше времени, чтобы влиться в коллектив и деятельность. Такие дети не обращают внимания на учителя, а акцентируют его только на свои желания: игра во время урока, выяснение отношений с другим учащимся.

Замечания учителя не влияют на улучшение поведения, наоборот, ребенок может проявлять истерическое состояние, проливать слезы. Из-за того, что внимание ребенка не сфокусировано на обучение, усвоение учебного материала непростое. Лишь спустя время (приблизительно через полгода) ребенок адаптируется к условиям в школе, принимает внутренние правила, поведение становится соответствующим.

  

. . . . .