Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Преподавание изобразительного искусства требует инициативы и творчества учителя

Дата публикации: 2023-12-01 12:40:46
Статью разместил(а):
Цуканова Галина Ивановна

Преподавание изобразительного искусства требует инициативы и творчества учителя

Автор: Юдина Галина Владимировна

МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области

 

Ключевые слова: учащиеся, искусство, творчество, воспитание, дополнительное образование.

 

За годы работы в качестве педагога дополнительного образования изобразительного искусства я убедилась, что, по словам Л.С. Выготского, «… творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое».

Чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности умственной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его творческие способности, развить его художественные способности, помогут понять, как познает ученик действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственное представление, память и др.

Проблема развития творческих способностей учащихся на занятиях внеурочной деятельности показалась мне значимой и актуальной. Ведь сформированность и уровень развития самостоятельности, творческой активности учеников является важнейшим условием системного и глубокого усвоения ими образовательных и специальных знаний и умений, их актуализации в практической деятельности учеников

Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. С помощью искусства мы, педагоги дополнительного образования, можем «сеять» разумное и доброе. Искусство не может воспитать человека равнодушного, слабого.

Одной из главных целей преподавания становится задача развития у учащихся интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. На занятиях творческого объединения «Изостудия» мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. На занятиях искусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предыдущих поколений. А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и творчества.

Воспитание современного человека - это восхождение к культуре современного общества, организованное профессионалом-педагогом и построенное на научных основаниях, учитывающие природу ребенка и закономерности развития личности.

Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Рисовать любят все дети: они берутся за карандаши даже тогда, когда их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира. Однако к переходному возрасту (11-15 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается.

Следовательно, перед учителем стоит проблема поиска оптимальных методов обучения предмета, выбор наиболее эффективных образовательных технологий. При этом педагогу необходимо создать условия для перехода от педагогики авторитарного типа к педагогическим системам личностно-ориентированного характера.

Полноценное эстетическое воспитание невозможно только на основе пассивного ознакомления с произведениями искусства. Оно немыслимо без рисования с натуры, которое является особым видом изучения объектов реального мира и законов красоты. Природа - лучший учитель, она учит целесообразности и гармонии. Каждый человек способен найти в природе новое, необычное и прекрасное. Но чтобы передать свое впечатление от прекрасного, свой восторг, необходимо владеть изобразительными средствами, уметь говорить на языке искусства.

В связи с этим я попыталась изучить пути решения данной проблемы необходимо обращаться к нетрадиционным техникам и дидактическим играм, так как они могут служить одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся.

Сегодня, каждый учитель должен мыслить и работать по-новому, творчески подходить к своей работе, искать новые резервы для повышения эффективности обучения, брать на вооружения то новое, что появляется в педагогической науке и практике. В повышении уровня знаний, эстетического воспитания. В наш стремительный век, век высоких технологий, трудно чем–нибудь удивить, особенно учащихся. А удивлять надо, и не только удивлять, а заинтересовывать, заряжать положительными эмоциями, воспитывать и учить. Как это сделать? Как сделать, чтобы дети, играя, могли освоить материал? Как сделать, чтобы занятие было не в тягость, а приносил веселье радость, заряжал бодростью и учил любить искусство. Я думаю, что целесообразно проводить нетрадиционные формы занятий.

Все это нацелило меня на поиск формы учебной деятельности, которая стала бы средством создания условий для непрерывного учебного диалога между учителем и учащимися, формирующего мотивационное отношение к учению, позволяющего реализовать творческие способности каждого ребенка.

Применяя на своих занятиях нетрадиционные техники и дидактические игры, я целенаправленно и в массовом масштабе способствую развитию широкого спектра творческих способностей детей. Как показывает опыт, применение техник и дидактических игр позволяет разбудить заложенные в каждом ребенке творческие способности, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни – к чему и стремится автор.

Во время проведения таких занятий обнаруживается высокая активность ребят, с большим интересом выполняются творческие задания, дети стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения.

Все вышесказанное способствует увеличению темпа выполняемости заданий, позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу и творчески подходить к выполнению любого задания. У детей формируются в большей степени общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда. Они проникают в мир красок и звуков, в результате чего формируется, обогащается речь, развивается эстетический вкус.

Для меня ученики – разные цветы: садовые, лесные, полевые. Чтобы они росли, нужна хорошая почва, солнечный свет, обязательный полив и много ласки.

Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь каждому взять то, что нужно именно ему для его роста. И пусть никогда не засохнет моя «ученическая клумба» в этом моё педагогическое кредо.

 

. . . . .