Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль советника по воспитанию в формировании духовно-нравственных качеств у обучающихся

Дата публикации: 2023-12-07 09:19:25
Статью разместил(а):
Павлова Наталья Сергеевна

Роль советника по воспитанию в формировании духовно-нравственных качеств у обучающихся

Автор: Павлова Наталья Сергеевна

 

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь.

Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.  

Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций.

 В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. Мы должны строить своё будущее на  прочном фундаменте. И такой фундамент - это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.

Духовно-нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и пред­полагает становление его отношений к Родине, обществу, кол­лективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. При этом важно формировать правильные ценности: Родина, природа, человек, дружба, – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека  красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие, добро, заботливого отношения к природе.

В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувства патриотизма, товари­щества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Школьники должны не только знать об общественной жизни, но и активно участвовать в ней, реализуя свои возможности.

С 2023 во всех школах страны была введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. 

Главная цель советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – решение широкого спектра задач, направленных на развитие личности на основе духовно-нравственных ценностей, личности подростков путем правильного формирования духовно нравственных ценностей и установления правильных социальных ориентиров.

Важным источником духовно-нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность. Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями сегодня является тем самым звеном, которое способно установить надежную связь между школьниками и педагогами и родителями.

Советники активно вовлекают родителей, педагогов и школьников во внеурочную жизнь: участие в различных акциях федерального, регионального, городского уровней, днях единых действий, конкурсам, участие во всероссийских проектах и мероприятиях РДДМ, походах в кино, театры и музеи, участие в детских общественных объединениях: РДДМ ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ, Юнармия, ЮИД, ДЮП, Орлята России, Волонтерской деятельности.

В школе с 1 сентября 2023 открыт ЦДИ. ЦДИ - это новые школьные пространства, где ученики проводят игры, создают и реализовывают собственные внеклассные проекты, встречаются с представителями детских и молодежных объединений, проводятся заседания совета старшеклассников Движения Первых.

На базе Центра детских инициатив МБОУ "СОШ № 2" г. Красноуральска осуществляют работу школьные объединения:

1. Совет обучающихся РДДМ Движения Первых

2. РДДМ Движение Первых

3. Волонтеры Движения Первых

4. Юнармия

5. ЮИД

6. ДЮП

7. Орлята России

8. Кукольный театр

9. Спортклуб.

С сентября в школе функционирует совет старшеклассников Движения Первых. Составляется план и утверждается работы на год, совета старшеклассников Движения Первых. Совет собирается 1 раз в неделю, для корректировки плана, решения важных задач работы.

Учащиеся активно принимают участие во всероссийских проектах,  акциях, Днях Единых действий, флешмобах. На примере Дня Матери у школьников формируется духовно-нравственная культура личности ребенка через знакомство с праздником День Матери. Воспитывается чувство глубокой любви бережного и заботливого отношения к своим мамам, бабушкам.

Совет намечает план работы по акции, ребята распределяют обязанности между обучающимися, высказывают свои идеи по проведению акции и обновлению стенда. В работу по подготовке к проведению активно включаются родители, бабушки, опекуны ребят (предоставление видеозаписей, фотографий, рисунков, личное участие в акции). 

Нелегко развивать патриотизм, гражданственность, духовность, если у школьников отсутствует пример. Чувство патриотизма многогранно по-своему содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, за культуру, патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Сегодня при воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни.  Например -это Всероссийская акция «День  воссоединения Крыма с Россией». В школе проводятся Всероссийские акции, такие как: изготовление поздравительных открыток и писем детьми для бойцов СВО, «Талисман добра».

В школе проводятся отрядом Юнармии «Солдаты России» вахты памяти в честь погибших земляков, акции к дню защитника отечества, 9 мая.  

Важным средством патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа к его культуре: проводится акция с "Движением Первых" «Марафон культур», посещение городского музея. В рамках федерального проекта РДДМ Движения Первых "В гостях у ученого" Классные встречи» с героями и патриотами СВО нашего города, людьми с разными специальностями и профессиями. На днях ребята Юнармии стали участниками  федерального проекта Движения Первых,  пройдя посвящение в «Хранители истории» .

В рамках рассмотрения инновационных форм духовно-нравственного воспитания школьников заслуживает внимания, как работа волонтеров школы. С этого учебного года в школе  активно действует отряд волонтеров «Новое поколение Z». У учеников появляется реальная возможность проявить себя в процессе помощи нуждающимся. «Помощь ветерану, пожилому человеку – «День Добра и Милосердия», «Помоги ближнему своему», Мы иместе и т.д., «Неделя Добра».

Российское движение детей и молодежи Движения Первых занимает лидирующее положение благородном деле по формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся. 

98 человека нашей школы  охвачены Движением Первых, включая педагогов, родителей, опекунов, учащихся,  состоящих на учете в органах профилактики.

Каждый член Движения Первых проходит регистрацию на сайте и верифицируется. Для участия в проектах (конкурсы, акции и тд) дети сами или с помощью советника по ВР размещают свои работы. По итогам которых приходят дипломы или свидетельства.

Члены Движения Первых  являются победителями международных, всероссийских, областных, муниципальных конкурсов, викторин, диктантов и олимпиад. Являются организаторами и участниками всероссийских акций и дней единых действий.

При личной встрече с каждым классом я разъясняю значимость Движения первых для каждого ребенка, обсуждаем проекты и конкурсы, которые интересны детям, в которых они могут принять участие, заявить о себе, реально показать результат на уровне  города, региона, страны.

с 1 сентября ученики 2 класса погрузились в увлекательный мир духовного и нравственного воспитания. Ребята стали участниками реализации проекта социальной активности младших школьников «Орлята России». Проходя 7 треков, ребенок учится к уважению к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества, уважению  старших, бережного отношения  к физическому здоровью, проявления  уважения к труду, людям труда, придерживаться в своей деятельности экологических норм, выражать познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании к научным знаниям, науке.  

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

За порогом школы детей окружают бесконечные  проблемы. На них сплошь и рядом обрушиваются лавины негатива. Им необходим островок, где их будут любить, понимать, слушать и. конечно, принимать такими, как есть. Пусть таким островком Добра и Радости станет школа! Хочется верить, что наша школа, педагоги  посеют в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, и стены нашей школы станут  для детей школой «воспитания добрых чувств».

И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!

 

. . . . .