Роль советника по воспитанию в формировании духовно-нравственных качеств у обучающихся
Роль советника по воспитанию в формировании духовно-нравственных качеств у обучающихся
Автор: Павлова Наталья Сергеевна
В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.
В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.
В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь.
Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций.
В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.
Духовно-нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. При этом важно формировать правильные ценности: Родина, природа, человек, дружба, – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие, добро, заботливого отношения к природе.
В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувства патриотизма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Школьники должны не только знать об общественной жизни, но и активно участвовать в ней, реализуя свои возможности.
С 2023 во всех школах страны была введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Главная цель советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – решение широкого спектра задач, направленных на развитие личности на основе духовно-нравственных ценностей, личности подростков путем правильного формирования духовно нравственных ценностей и установления правильных социальных ориентиров.
Важным источником духовно-нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность. Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями сегодня является тем самым звеном, которое способно установить надежную связь между школьниками и педагогами и родителями.
Советники активно вовлекают родителей, педагогов и школьников во внеурочную жизнь: участие в различных акциях федерального, регионального, городского уровней, днях единых действий, конкурсам, участие во всероссийских проектах и мероприятиях РДДМ, походах в кино, театры и музеи, участие в детских общественных объединениях: РДДМ ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ, Юнармия, ЮИД, ДЮП, Орлята России, Волонтерской деятельности.
В школе с 1 сентября 2023 открыт ЦДИ. ЦДИ - это новые школьные пространства, где ученики проводят игры, создают и реализовывают собственные внеклассные проекты, встречаются с представителями детских и молодежных объединений, проводятся заседания совета старшеклассников Движения Первых.
На базе Центра детских инициатив МБОУ "СОШ № 2" г. Красноуральска осуществляют работу школьные объединения:
1. Совет обучающихся РДДМ Движения Первых
2. РДДМ Движение Первых
3. Волонтеры Движения Первых
4. Юнармия
5. ЮИД
6. ДЮП
7. Орлята России
8. Кукольный театр
9. Спортклуб.
С сентября в школе функционирует совет старшеклассников Движения Первых. Составляется план и утверждается работы на год, совета старшеклассников Движения Первых. Совет собирается 1 раз в неделю, для корректировки плана, решения важных задач работы.
Учащиеся активно принимают участие во всероссийских проектах, акциях, Днях Единых действий, флешмобах. На примере Дня Матери у школьников формируется духовно-нравственная культура личности ребенка через знакомство с праздником День Матери. Воспитывается чувство глубокой любви бережного и заботливого отношения к своим мамам, бабушкам.
Совет намечает план работы по акции, ребята распределяют обязанности между обучающимися, высказывают свои идеи по проведению акции и обновлению стенда. В работу по подготовке к проведению активно включаются родители, бабушки, опекуны ребят (предоставление видеозаписей, фотографий, рисунков, личное участие в акции).
Нелегко развивать патриотизм, гражданственность, духовность, если у школьников отсутствует пример. Чувство патриотизма многогранно по-своему содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, за культуру, патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Сегодня при воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни. Например -это Всероссийская акция «День воссоединения Крыма с Россией». В школе проводятся Всероссийские акции, такие как: изготовление поздравительных открыток и писем детьми для бойцов СВО, «Талисман добра».
В школе проводятся отрядом Юнармии «Солдаты России» вахты памяти в честь погибших земляков, акции к дню защитника отечества, 9 мая.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа к его культуре: проводится акция с "Движением Первых" «Марафон культур», посещение городского музея. В рамках федерального проекта РДДМ Движения Первых "В гостях у ученого" Классные встречи» с героями и патриотами СВО нашего города, людьми с разными специальностями и профессиями. На днях ребята Юнармии стали участниками федерального проекта Движения Первых, пройдя посвящение в «Хранители истории» .
В рамках рассмотрения инновационных форм духовно-нравственного воспитания школьников заслуживает внимания, как работа волонтеров школы. С этого учебного года в школе активно действует отряд волонтеров «Новое поколение Z». У учеников появляется реальная возможность проявить себя в процессе помощи нуждающимся. «Помощь ветерану, пожилому человеку – «День Добра и Милосердия», «Помоги ближнему своему», Мы иместе и т.д., «Неделя Добра».
Российское движение детей и молодежи Движения Первых занимает лидирующее положение благородном деле по формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся.
98 человека нашей школы охвачены Движением Первых, включая педагогов, родителей, опекунов, учащихся, состоящих на учете в органах профилактики.
Каждый член Движения Первых проходит регистрацию на сайте и верифицируется. Для участия в проектах (конкурсы, акции и тд) дети сами или с помощью советника по ВР размещают свои работы. По итогам которых приходят дипломы или свидетельства.
Члены Движения Первых являются победителями международных, всероссийских, областных, муниципальных конкурсов, викторин, диктантов и олимпиад. Являются организаторами и участниками всероссийских акций и дней единых действий.
При личной встрече с каждым классом я разъясняю значимость Движения первых для каждого ребенка, обсуждаем проекты и конкурсы, которые интересны детям, в которых они могут принять участие, заявить о себе, реально показать результат на уровне города, региона, страны.
с 1 сентября ученики 2 класса погрузились в увлекательный мир духовного и нравственного воспитания. Ребята стали участниками реализации проекта социальной активности младших школьников «Орлята России». Проходя 7 треков, ребенок учится к уважению к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества, уважению старших, бережного отношения к физическому здоровью, проявления уважения к труду, людям труда, придерживаться в своей деятельности экологических норм, выражать познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании к научным знаниям, науке.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
За порогом школы детей окружают бесконечные проблемы. На них сплошь и рядом обрушиваются лавины негатива. Им необходим островок, где их будут любить, понимать, слушать и. конечно, принимать такими, как есть. Пусть таким островком Добра и Радости станет школа! Хочется верить, что наша школа, педагоги посеют в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, и стены нашей школы станут для детей школой «воспитания добрых чувств».
И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!