Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конфликты несовершеннолетних. Как помочь?

Дата публикации: 2023-12-08 16:40:51
Статью разместил(а):
Пышнограева Елена Петровна

Конфликты несовершеннолетних. Как помочь?

Автор: Пышнограева Елена Петровна

МКОУ "Нововоронежская СОШ № 4", г. Нововоронеж

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о причинах и возрастных особенностях конфликтов в школе. Как взрослые и родители могут помочь ребенку.

Ключевые слова: конфликтный период, направления работы, помощь, мотивация, родители.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

С  рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Одним из главных социальных факторов, влияющим на становление личности, является семья. Это первый институт социализации, который оказывает мощное влияние на поведение и мироощущение человека.

Если ребенок растет в неблагополучной семье, в семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. Также он привыкает к постоянному ощущению враждебности, опасности и во всех остальных отношениях ведет себя агрессивно, как только почувствует малейшую угрозу. Кроме того, запрет на выражение негативных эмоций, наказание за их проявление порождают еще большую агрессию, которая может быть направлена на себя или на одноклассников. Еще много существует моментов в родительском поведении, способствующих развитию агрессии: невнимание, безразличие, отсутствие доверительных отношений, слишком жесткий контроль, непоследовательность в воспитании и т.д. 

Исследователи отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка агрессивного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды. 

Следующей значимой общностью, в которую входит ребенок, является группа сверстников. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным  фактором стресса. 

На этом уровне в качестве наиболее значимых факторов риска проявления враждебного поведения можно выделить следующие: 

· наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением. 

·   одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка. 

· отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками. 

1 конфликтный период. Происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную

2 конфликтный период. Переход в 5-й класс. На смену одному учителю приходят несколько учителей-предметников, появляются новые учебные предметы

3 конфликтный период. В начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания.

4 конфликтный период. Окончание школы, выбор будущей профессии, экзамены, начало личной жизни.

Огромное влияние оказывает компания сверстников, нормы и правила общения в ней, под которые приходится подстраиваться. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые», либо они могут так реагировать на отвержение, на плохое отношение к себе со стороны одноклассников.

И не стоит недооценивать влияние средств массовой информации. Ценности, образцы поведения, транслируемые с экранов телевизоров, компьютеров впитываются детским умом без особой критики и чаще всего учат тому, что круто быть сильным, добиваться всего физическим насилием и т.д. По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, и безжалостности. Особенно это проявляется в подростковой среде: ребенок гораздо больше взрослого подвержен к разжиганию конфликтов, соблазну стадности, жестокости и унижения себе подобных. 

Как понятно из всего вышесказанного, у детей масса сложностей в жизни и наша задача помочь им. Взрослым необходимо проводить работу со школьником уже в младших классов по нескольким направлениям: 

- развитие культуры общения;

- обучение приемлемым  формам поведения в различных ситуациях;

- работа с эмоциональной сферой – развитие сопереживания, умения понимать свои чувства и чувства других людей;

- формирование самоконтроля, способности владеть собой в сложных ситуациях;

- обучение безопасным способам выражения агрессии.

Конкуренция, как правило, оказывает положительный эффект на формирование личности. Психологи не рекомендуют родителям подростков вмешиваться в отношения между сверстниками.

Как же тогда родителям помочь подростку в конфликтной ситуации?

Несмотря на стремление к самостоятельности, подростки очень ранимы, и достаточно тяжело переносят конфликты, будь то разногласия со сверстниками, преподавателями или родителями. Так что же делать?

1. Предложите ребенку выговориться и  выслушайте его. Уделите столько времени, сколько понадобиться. Слушайте внимательно, как взрослого собеседника. Не стоит говорить: «Это мелочи. Не принимай близко к сердцу». В этом случае у подростка сложится впечатление, что родитель его не понимает, и это зря потраченное время на разговор. Если ребенок не получит уважение и признание от вас, то это отдалит вас друг от друга.

Не используйте информацию, которую вам рассказал ребенок, против него. Не высмеивайте, не припоминайте при следующих конфликтах, не пересказывайте другим людям. В противном случае подросток закроет для вас свои секреты.

2. Не навязывайте свою помощь. Подросший ребенок не примет советов. Вряд ли он сделает так, как сказал родитель, даже если будет предложен идеальный вариант. Просто заверьте, что вы в любом случае будете рядом.

3. Предоставляйте право выбора. Ребенок должен чувствовать, что вы с ним советуетесь и он вправе решать. При этом предлагайте такие варианты, которые приемлемы для всех сторон. Дайте понять, что взаимные уступки помогут найти решение, которое удовлетворит обе стороны конфликта.

4. Научите не сравнивать себя с другими. В окружении подростка всегда есть кто-то, превосходящий его по каким-то параметрам. Это не должно загонять его в депрессию. Задача родителя объяснить, что каждый человек уникален. Спросите, что ваш ребенок хочет в себе улучшить. Вместе составьте план, как этого достичь: тренировки, репетиторы, регулярные занятия. Запишите план действий и предложите подростку самостоятельно добиться поставленной цели. Регулярно интересуйтесь, как продвигаются дела. Вселяйте подростку веру в собственные силы. Хвалите за успехи, подмечайте достоинства, убеждайте, что он лучший, что бы ни случилось. Не требуйте от него быть идеальным. Научите его, что не страшно ошибаться, что на ошибках учатся.

5. Будьте приветливы и уважительны к его друзьям. Интересуйтесь об общих интересах, особенностях характера. Поощряйте общение по телефону и в соц.сетях. Позволяйте приводить друзей в гости и не мешайте общению.

6. Расширьте круг интересов. Поощряйте своего подростка посещать кружки и секции. Занимаясь спортом или искусством подрастающий ребенок может самовыразиться. У него появляется еще одна сфера, где он может достичь успеха, а значит укрепить самооценку. Кроме того, это возможность общаться. Важно, чтобы подросток занимался тем, что ему действительно нравится.

7. Мотивируйте хорошее поведение. Хвалите, благодарите, делайте небольшие презенты, чтобы ребенок видел ваше хорошее отношение к нему. Особое внимание обращайте, когда подросток добровольно выполнил обязанности, которые вы ему не делегировали. Это проявление ответственности и хороших отношений между вами.

8. Обнимайте. Перед тем как обнять, спросите разрешения. Не сюсюкайте и не иронизируйте во время объятий.

В том случае, если все принятые меры не помогли избавить подростка от стресса связанного с конфликтом, то необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью.

Уважаемые родители! Наберитесь терпения. Помните, что подростковый период – явление временное. Скоро ваш ребенок вновь начнет проявлять к вам любовь и уважение. Помогите ему пережить этот сложный этап, будьте рядом и готовыми помочь.

 

. . . . .