Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Современный преподаватель как специалист в меняющихся условиях системы образования

Дата публикации: 2023-12-09 11:09:58
Статью разместил(а):
Трудненко Виктория Анатольевна

Современный преподаватель как специалист в меняющихся условиях системы образования

Автор: Трудненко Виктория Анатольевна

ГАПОУ КК Краснодарский информационно-технологический техникум 

 

Аннотация: В статье рассмотрены понятие «среднее профессиональное образование», современный преподаватель, качества современного преподавателя, трудности, с которыми сталкивается педагог и пути решения этих проблем. Статья предназначена для преподавателей среднего профессионального образования.

Ключевые слова: современный преподаватель, трудности современного преподавателя, качества современного преподавателя, специалист среднего звена, формы наставничества.

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

Каким должен быть современный преподаватель? В настоящее время эта тема очень актуальная и востребованная в режиме все время меняющихся условий, требований и компетенций. Современный преподаватель вкладывает в студентов все свои знания, все свои умения, но, нельзя сказать, что раньше такого не было. Педагог всегда оставался педагогом, так как это его призвание и, если он пошел учиться на эту профессию, это не просто так. Про таких говорят- это призвание. Студенты из года в год меняются и нужно подстраиваться под смену поколений, под тот ритм, который задают они в условиях современных тенденций.

Что же является главным в системе педагога? Конечно же урок, современный урок. На таких уроках преподаватель применяет новые современные, инновационные  технологии, такие как, здоровьесберегающие, мультимедиа технологии, проектные¸ модульные, проектное обучение и другие. Главная задача - это заинтересовать обучающихся так, чтобы на последующие уроки студенты шли с удовольствием. Это очень сложно и требует больших энергетических затрат. В таком случае и применяется весь творческий потенциал, ведь, если преподаватель заинтересован в дисциплине, то и студент будет тянуться к знаниям. Немалую роль в этом имеет современное оснащение кабинета. Так, например, для проведения уроков по химии необходимо оборудование, такое, как реактивы, интерактивное пособие, наглядное пособие.

Для студентов важно участвовать в творческих проектах, в написании исследовательских работах, где интерес к дисциплине только повышается. В таком случае, преподаватель играет не второстепенную роль. Он должен быть направляющим, но не выполняющим работу. Преподаватель должен играть роль именно руководителя, помощника, наставляемого.

Что касается наставничества, то это очень важный процесс. Наставничество в современном развивающемся мире – это фундаментальный инструмент самостоятельного развития. Это как симбиоз в биологии- отношения, выгодные всем участникам наставничества. Целевая модель наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы " и "Успех каждого ребенка". Такая форма наставничества как «Учитель - ученик» решает очень много проблем, таких как:

· низкая заинтересованность к обучению, плохая успеваемость

· низкая информированность  о дальнейшей траектории в жизни

· низкая социальная активность, взаимоотношения в группе

· развитие познавательного интереса среди одаренных студентов

· психологическая поддержка в трудных кризисных ситуациях и другие.

Современный преподаватель должен быть образованным,  в совершенстве владеть материалом, отвечать на все интересующие вопросы, находить выход из непростых ситуаций. Не секрет, что студенты могут задавать различные вопросы, а преподаватель должен не смотря ни на то, ответить на них. Это говорит о профессионализме педагога. Необходимо «завоевывать» уважение студентов, как бы это не звучало примитивно.

Интересные лекции с выразительной речью преподавателя- это еще один залог успеха. Вряд ли студент захочет слушать монотонный и неинтересный материал. Такой материал очень быстро забывается и не усваивается ребятами. Очень важно сопровождать материал интересными фактами из жизнедеятельности. Например, студенты очень любят слушать о том, как сварить вкусный суп или мясо, используя процесс денатурации в биологии или, как влияет глицерин в составе крема на кожу рук.

Очень важно сдерживать свои эмоции, это еще одна немаловажная черта современного преподавателя. Да, все ребята разные, но такие черты как злоба, ненависть не должны входить в характеристику современного педагога.

В настоящее время студенты очень разные. Многие растут в неблагополучных семьям или являются сиротами. Здесь должен быть особый подход. Преподаватель должен выступать в роли педагога, наставника, друга, родителя. Часто, такие ребята хотят поделиться самым сокровенным, дорогим и секретным, а педагог должен выслушать и поддержать их и здесь воспитательный аспект выходит на первый план. Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов) 

Современный педагог, кроме всего выше сказанного, должен быть готов к дистанционному обучению, так как ребята с ограниченными возможностями, обучаются в домашних условиях. Это тоже нелегко, так как необходим индивидуальный план обучения, различные задания для проверки знаний и другое.

Многие считают, что современный педагог должен «гореть работой», «жить работой», да, с одной стороны это так и есть. Но многие не задумываются о том, что преподаватель - это тоже человек, со своими мыслями, мечтами, принципами. У такого человека есть семья, которой тоже необходимо внимание. Ну,  и конечно же, нельзя забывать о здоровье. Так как,  «выкладываясь» на уроках, отдавая все ребятам, педагог забывает о своем самочувствии, а этого делать никак нельзя.

Таким образом, отвечая на поставленный вопрос «Каким должен быть современный преподаватель», можно сделать вывод, что это разносторонний человек, воспитанный, образованный, понимающий, подстраивающийся под любую жизненную ситуацию, который видит в студенте потенциал и подготавливает его к постоянно меняющимся условиям современной жизни.

 

Список литературы:

1. Бауман З. Текучая современность / Зигмунт Бауман; [пер. с англ. С. А. Комаров]. - Москва [и др.]: Питер, 2018. - 238 с.

2. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Тарцинковская. - М.: Гардарики, 20191. - 475 с.

3. Инновационная Россия - 2020 [Текст]: стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. / М-во экономического развития Российской Федерации, М-во образования и науки Российской Федерации, Высш. шк. экономики - Нац. исслед. ун-т. - Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. - 171 с.

4. Квалификационные характеристики должностей работников образования [Утв. Приказом Минсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.

5. Корчагина М.А. Требования к личности педагога в свете нового Федерального Образовательного Стандарта // ООО "Квазар", 2020

6. Леванова Е.А. Здоровье ориентированный имидж современного учителя как носителя индивидуального стиля профессиональной деятельности / Е.А. Леванова, В.Е. Цибульникова, Т.В. Пушкарева // Теория и практика физической культуры 2017 № 11. С30-32.

 

. . . . .