Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль кабинета иностранного языка в развитии автономии обучающихся

Дата публикации: 2023-12-14 17:12:20
Статью разместил(а):
Смекалина Ольга Евгеньевна

Роль кабинета иностранного языка в развитии автономии обучающихся

Автор: Смекалина Ольга Евгеньевна

МКОУ «Поповская СОШ», Чернский район, Тульская область

 

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос организации самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения иностранному языку. Организация учебного процесса по иностранному языку требует создания информационно-образовательной среды. Кабинет иностранного языка – это первичная, базовая информационно -образовательная среда. Кабинет помогает ребятам приобретать навыки и умения, необходимые для успешного овладения иностранным языком, служит важным средством развития их самостоятельности.

Ключевые слова: автономия обучающихся, самостоятельная работа, кабинет иностранного языка.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

"Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться". Е.И. Пассов.

В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся в процессе обучения, в частности, в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном, постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Обучающийся должен самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования прописано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия …».

В отечественной теории и методике обучения тематическая группа «Автономия учащихся & Learner autonomy» представлена следующими терминами сферы образования, отражающими семантические связи между ними:

· Автономия учащихся

· Самостоятельная работа

· Индивидуальная работа

· Самообучение

· Самообразование

· Самоконтроль/самооценка

· Личностно-ориентированный подход.

Autonomy в англоязычной традиции понимается как независимость обучающегося от учителя и предполагает способность обучаемого принимать активное участие в постановке целей и задач обучения, оценивать свои знания, умения, самостоятельно изучать иностранный язык.

Организация учебного процесса по иностранному языку требует создания информационно-образовательной среды. Кабинет иностранного языка – это первичная, базовая информационно-образовательная среда.

Кабинет иностранного языка является главным помощником в реализации современных целей изучения иностранного языка.

В нашей школе кабинет иностранного языка – это то место, куда ученики могут прийти после уроков. Правильно подготовить домашнее задание, устранить образовавшиеся пробелы в знаниях, послушать иноязычную речь, «поговорить» с диктором или партнером, почитать что-то на английском языке, посмотреть видеофильм.

Кабинет помогает ребятам приобретать навыки и умения, необходимые для успешного овладения иностранным языком, служит важным средством развития их самостоятельности. Многократный просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей помогает создать искусственную языковую среду, что в свою очередь способствует присвоению обучающимся этно-социально-культурной характеристики речи как способа формирования мысли (И.А. Зимняя). Кабинет располагает также техническими возможностями для использования дифференцированных заданий и обеспечения индивидуализации обучения.

Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления «посильных» трудностей усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность обучающихся, она обладает еще одним важным достоинством – носит индивидуализированный характер.

Условно самостоятельную работу в кабинете можно разделить на два этапа: ознакомительный и основной. Содержание самостоятельной работы, как и весь учебный процесс по английскому языку, включает в себя обучение системе языка через речь в процессе общения на основе определенного программой и УМК языкового и речевого материала.

Основное же назначение самостоятельной работы – формирование «умений учиться», необходимых для дальнейшего овладения иностранным языком.

В ознакомительный период у школьников закладываются основы репродуктивно-подражательной самостоятельности, формируются устойчивые языковые навыки. Они являются необходимым условием развития речевых умений (аудирования, говорения, а позже чтения). У ребят начинают развиваться вербальная память и внимание.

С переходом к основному этапу самостоятельной работы расширяется ее содержание. Обучающиеся овладевают навыками принять учебную задачу, отыскать пути ее решения, произвести операции выбора, подстановки, расширения трансформации и комбинирования, у них происходит формирование поисково-исполнительской самостоятельности; продолжают совершенствоваться произносительно-интонационные, аудитивные навыки, начинают формироваться навыки чтения вслух. Одновременно формируются и совершенствуются умения аудирования, говорения и чтения. Развиваются также вербальная память, устойчивость и концентрированность внимания; способность к вероятностному прогнозированию при аудировании и чтении. Содержание самостоятельной работы включает усвоение сведений о национальной культуре, особенностях быта страны изучаемого языка, формирование языкового сознания.

Самостоятельная работа в кабинете способствует формированию у школьников навыков учебного труда. Сокращается время на выполнение заданий за счет накопления опорных фактов и способов деятельности, формирования умений отыскать пути решения учебной задачи, произвести операции выбора, подстановки, расширения, трансформации, комбинирования.

Организация самостоятельной работы в кабинете начинается с оснащения его средствами обучения: раздаточные, демонстрационные, технические, печатные пособия.

Огромное значение в развитии самообразования обучающихся имеет организованная экспозиция. Стенды с экспозиционными материалами являются не только частью интерьера кабинета, но и самодельным средством обучения. Экспозиция позволяет учащимся расширить кругозор, пополнить знания об изучаемом языке и стране носителей этого языка, самостоятельно выполнить ряд заданий и инструкций с целью закрепления формируемых навыков и умений, ознакомиться с дополнительной информацией.

Стенды:

страноведческие содержат материалы, целью которых является расширить представление учащихся о стране изучаемого языка:

  • Карта Соединенного Королевства
  • Лондон и его достопримечательности
  • Королевская семья
  • Писатели и поэты Британии
  • Образование в Британии
  • Все о Британии

При организации страноведческих стендов преимущественно используются открытки, фотографии, отражающие реалии Соединенного Королевства. Ученики получают возможность лучше представить себе общественный строй, обычаи, традиции, достопримечательности страны, а также жизнь молодежи в разных странах. Для оформления  стендов используются цветные фоторепродукции, вырезки из журналов, газет.

- рабочие стенды:

  • Материалы по отдельным вопросам программы
  • Материалы по темам устной речи
  • Материалы текущей периодики
  • Материалы, посвященные знаменательным датам
  • Материалы о великих событиях Великобритании и России
  • Занимательная информация (стихи, песни, кроссворды, юмор и тд.)
  • Добро пожаловать в Интернет.

Рабочие стенды, посвященные отдельным вопросам программы, призваны углубить и расширить знания обучающихся по данному предмету, создать условия для лучшего усвоения лексико-грамматического минимума. Рисунки с элементами юмора, остроумные диалоги, творческие работы учащихся, выполненные в рамках тематики, привлекают внимание учеников, вызывают желание познакомиться с содержанием представленных материалов. Особый интерес вызывает рубрика «Ищем следы английского языка в нашей стране». Школьники приносят на стенд наклейки, инструкции, фантики и др. материалы с надписями на английском языке. На рабочем стенде размещаются материалы, позволяющие проводить различные викторины, например, «Знаете ли вы Англию?», «Знаете ли вы США? конкурсы на лучший перевод пословиц, поговорок, небольших стихотворений.

Свободный доступ к информационным ресурсам и услугам сети Интернет позволяет расширить информационно-образовательное пространство. Поэтому на рабочем стенде в моем кабинете есть рубрика “Welcome to Internet”. Под ней я вывешиваю названия сайтов с указанием их адресов в сети, которые желательно посетить для получения интересной и полезной информации.

Знакомство с материалами страноведческих и рабочих стендов носит активный характер. Учащиеся используют информацию для подготовки устных высказываний, написания докладов, рефератов, они также предупреждены, что информация может появиться и в контрольных тестах.

Некоторые учащиеся не упускают случая решить какой-либо кроссворд или ребус с целью исправления неудовлетворительной отметки или ликвидации долга по предмету. Еще одним мотивом обращения к информационным стендам является желание учащихся получить от учителя благодарность, грамоту, другое поощрение за подготовку необходимой информации для стендов (особенно в ходе проведения недели английского языка).

Одно из главных мест в процессе самообучения учащихся играют инструктивные стенды.

- инструктивный стенд

Памятки: совет, инструкция, алгоритм, модель, опора, образец.

На инструктивном стенде под рубрикой «Учись учиться» размещаются материалы инструктивного характера. Например, советы учителя, как готовиться к экзамену, с чего начать и в какой последовательности повторять; как работать с текстами разных жанров и с различными целевыми установками.

В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Не учитель поучает, а учащимся даются оптимальные правила учебного труда. Они подсказывают детям самый верный и надежный путь овладения основными видами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. Памятки рассчитаны на способность обучающихся сознательно управлять своей волей и эмоциями, и одновременно они воспитывают эту способность.

Идеальный вариант - непосредственная обратная связь несовместима с памяткой.

На памятку возлагается «стратегическая роль формирования субъекта учения, ответственно и заинтересованно осуществляющего его на основе осмысленных им приемов учебного труда.

В свою очередь я провожу постоянный контроль выполнения инструкций до тех пор, пока у учащихся не войдет в привычку самостоятельно работать с материалами стенда.

В своей работе использую памятки, накопленные за годы работы по учебникам разных авторов. Некоторые памятки созданы самостоятельно.

Памятка – Совет (цель: научить осваивать грамматические явления)

С грамматикой надо подружиться.

1. Внимательно слушай, когда учитель знакомит вас с новым речевым образцом, обрати внимание на ту часть его фразы, которую он выделяет голосом.

2. Постарайся понять, когда и зачем это грамматическое явление используется в речи.

3. Сравни данный речевой образец с известными тебе и отметь сходство или различие.

4. Повтори фразу за учителем или сам несколько раз, сначала шепотом, потом вслух.

Памятка – Инструкция (цель: научить догадываться о значении незнакомых слов)

Догадайся сам

Если тебе встретилось незнакомое слово, не спеши обращаться к словарю. Попробуй догадаться сам:

1. По смыслу предложения;

2. По аналогии с русским словом;

3. По значению каждой из составляющих слово частей.

Памятка – Алгоритм (цель: учить овладевать английской орфографией)

Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер. Так говорят об английском правописании.

Прежде чем первый раз записывать новое слово в тетрадь, нужно:

1. Прочитать его, обращая внимание на правила чтения.

2. Внимательно рассмотреть особенности написания этого слова.

3. Попробовать мысленно написать это слово и сравнить его с напечатанным.

4. Только после этого его можно записывать в тетрадь, но обязательно по памяти.

5. Не забудь еще раз сверить написанное с образцом.

Памятка – Опора (цель: научить излагать содержание текста/статьи на основе опорных фраз):

  1. Составь план, выдели ключевые положения текста/статьи.
  2. По плану составь изложение, используя «вводящие фразы»:

-  The text/article that I am going to speak about is called … - Текст/статья, о которой я хочу рассказать, называется

It is …- Это … (указывается жанр текста).

-  …is the author of the text/article. - автор текста/статьи

-  The text/article is about … - Этот текст/статья о

deals with…                                 связан с

is devoted to…                             посвящен…

stresses the importance of..        подчеркивает важность…

further says…                              далее в тексте/статье говорится …

… is the main character of the text/story. - …главные герои текста

The author indicates… - Автор указывает

says…                        говорит …

touches upon…        касается…

describes…               описывает…    

indicates…               указывает…

In the conclusion the author says …  - В заключении автор говорит …

I agree/disagree with …. – Я согласен/не согласен с ...

Объясняя, показывая, управляя учебными действиями ученика, учитель как бы предлагает возможности, из которых ученик выбирает по какому пути в данном случае ему лучше следовать. И это происходит в каждый момент учебного процесса, поскольку выбор, как говорят психологи, это не то, что предстоит принять или отбрасывать, а то, что человек уже делает.

Там, где нет свободы выбора, там нет ответственности за свой выбор. Если человек сам не чувствует, что от него что-то зависит, что он идет своей дорогой сам, а, наоборот, его ведут, то он не включается в него, и учебная деятельность его «не зажигает».

Таким образом, суть автономии обучающегося в том, чтобы, по мере усложнения учебной деятельности, он стал осваивать и обживать новые для него зоны ответственности.

Автономия учащегося, это не значит оставить его один на один с проблемой овладения языком. Но конечный результат обучения языку (после которого овладение языком еще продолжается) – чтобы учащийся перестал нуждаться в нас.

 

Литература:

1. Безукладников К.Э. Содержание и организация самостоятельной работы учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время: ИЯШ № 5, 1993.

2. Губарева Т.Ю. Грамматика английского языка в таблицах и схемах для школьников: - М.: Изд-во «Лист Нью», 2003.

3. Полат Е.С. Кабинет иностранного языка: - М.: Изд-во ВЛАДОС, 2003.

4. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития непрерывного образования личности: ИЯШ № 2,3, 2004.

 

. . . . .