Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие у учащихся положительной учебной мотивации

Дата публикации: 2023-12-16 16:41:22
Статью разместил(а):
Шевченко Валентина Дмитриевна

Развитие у учащихся положительной учебной мотивации

Автор: Шевченко Валентина Дмитриевна

МБОУ «Шараповская СОШ», с. Шараповка

 

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития у учащихся положительной мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

Ключевые слова: учебная мотивация, уровень обученности, современные педагогические технологии.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым учителем и перед школой, нет более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

Каждый учитель задумывается над тем, что нужно сделать, чтобы учащиеся полюбили его предмет, чтобы урок был интересным, необычным, запоминающимся и результативным. Конечно, многое зависит от самого учителя: его эмоционального настроя, правильно подобранных приёмов и методов на уроке. Но и это не приведёт к желаемому результату без внутренней мотивации учащихся.

Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Возникают вопросы: «Что входит в основу учебной мотивации? Можно ли способствовать развитию внутренней мотивации ученика?» Каждому учителю известно, что мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. А в основу учебной мотивации входит потребность, смысл учения, цель, интерес, желания и намерения. Поэтому для развития внутренней мотивации учитель должен как можно больше обращать внимания на персонализацию и актуальность материала. Необходимо создать такие условия, при которых появится желание трудиться. Управлять развитием детей в процессе обучения значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. Привить интерес к урокам любого предмета, повысить учебную мотивацию значит добиться высокого уровня обученности учащихся.

Мотивация учения на уроке проходит несколько этапов:

- Этап вызывания исходной мотивации.

- Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

- Этап завершения урока.

На этапе вызывания исходной мотивации урока можно использовать несколько видов побуждения учащихся:

· актуализировать мотивы предыдущих достижений: вы хорошо усвоили предыдущую тему;

· вызвать мотивы относительной неудовлетворенности: изучив тему прошлого урока, мы не затронули ещё несколько важных вопросов;

· усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность: изучаемая тема обязательно вам пригодится в будущем.

В начале изучения предмета возможен эмоциональный вход с использованием притчи. Например, притча Леонардо да Винчи «Кремень и огниво».

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И в результате из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

После прочтения притчи делаем вывод, что притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации могут быть использованы чередования различных методов деятельности: репродуктивных и поисковых, устных и письменных, индивидуальных и фронтальных. Здесь важно привлечь учеников к активной деятельности, подключить их к самоконтролю и самооценке.

На этапе завершения урока важным является то, чтобы каждый ученик вышел из ученической деятельности с хорошим результатом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с развернутой дифференцированной оценкой учителя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование в учебной деятельности методов и приёмов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию учащихся, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активности. Учение только тогда станет для учащихся радостным, когда они сами будут логически размышлять, исследовать, проектировать, конструировать.

Но наряду с различными приёмами и методами, повышению внутренней мотивации учащихся способствуют благоприятный и продуктивный климат на уроке. Необходимо вовлекать в деятельность всех детей, хвалить их даже за небольшие достижения. И главная задача учителя заключается в том, чтобы превратить урок в увлекательный процесс, который, безусловно, будет способствовать самообразованию и самосовершенствованию каждого учащегося.

 

Список литературы: 

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. – М.: Педагогика, 2012.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под редакцией В.В. Давыдова, М.: Педагогика,1991.

3. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования мотивации в учебной деятельности / Петерсон Л.Г./ Педагогическое образование и наука. -2016.-№5.

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе - М.: Просвещение, 1979.

 

. . . . .