Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Коммуникативная компетентность педагога как профессиональная ценность в организации воспитательной деятельности

Дата публикации: 2023-12-25 17:13:52
Статью разместил(а):
Шевченко Елена Игоревна

Коммуникативная компетентность педагога как профессиональная ценность в организации воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Авторы: Мозговая Зоя Николаевна

и Шевченко Елена Игоревна

ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»

Аннотация: В статье представлен теоретический обзор проблемы формирования коммуникативной компетентности педагога и ее роль в воспитательном процессе. Рассматриваются требования ФГОС к коммуникативной компетенции педагога. Определяется значимость коммуникативной компетентности в профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, педагогическая деятельность, воспитательный процесс.

Главной целевой установкой современного образовательного процесса является развитие компетенций и компетентностей педагога, личность которого определяет эффективность воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС .

Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма педагога, задача которого - обучение и воспитание - решается преимущественно в межличностном взаимодействии с участниками образовательного процесса с помощью слова.

Искусство постоянного живого общения является атрибутом профессиональной педагогической деятельности, характер которой постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих успешному воспитательному воздействию. К ним, в первую очередь, относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность. Поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога. Ведь педагог является главным звеном воспитательного процесса, организует и направляет его, где речь и общение являются неотъемлемыми инструментами его профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетентность педагога регулирует всю систему его отношений с коллегами, родителями, взаимодействие с детьми. Это и способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, умение участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать, оказывать воспитательное воздействие.

Взаимодействие с детьми в ходе обучения и воспитания, организация учащихся на выполнение коллективных дел, формирование взаимоотношений членов коллектива, обеспечение благоприятного микроклимата – вот далеко не полный перечень тех вопросов, решать которые помогает общение. Т.к. речевое поведение педагога является авторитетным образцом для воспитанников, то по этой причине сам педагог должен строже и критичнее относиться к своей речи и развивать свои коммуникативные компетенции, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе воспитания, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.

Необходимо отметить, что общение педагога с учащимися имеет большое воспитательное значение и реализуется через этапы:

- прогнозирование предстоящего общения с классом;

- организация общения с классом;

- управление общением в развивающемся педагогическом процессе;

- анализ осуществленной системы общения на предстоящую деятельность.

Инициатива в общении дает возможность педагогу решать ряд воспитательных задач, обеспечивает его руководящую роль в воспитании школьников. Педагогически целесообразное направление общения, которое формирует соответствующие настроения и чувства детей, обеспечивает возможность создания нужного психологического климата в классном коллективе, что в свою очередь, способствует эффективности воспитательной деятельности.

Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен осознавать свою индивидуальность в педагогической деятельности, ориентироваться на построение личностных взаимоотношений с детьми, владеть навыками рефлексивного и эмпатийного поведения. Учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

ФГОС предъявляют значительные требования к коммуникативной компетенции педагога, которая предполагает знание:

- понятий рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности ребенка, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность;

- психологических особенностей возраста целевой аудитории;

- правила поведения для конфликтных людей и правила разрешения конфликтов;

- основные формы реагирования в общении;

- алгоритм стратегии сотрудничества.

Умение:

- анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;

- понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами;

- адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.

Владение:

- способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

- навыками позитивного общения;

- навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями.

Возможно ли развитие коммуникативной компетентности педагогов? Конечно. Это достигается при помощи эффективных педагогических технологий, этому будут способствовать психологические тренинги, работа проблемных и творческих групп, проведение групповых дискуссий и деловых игр, сбор новых педагогических идей, а так же поиск путей их совместного решения. Тем самым стимулируется развитие таких ключевых квалификаций как сотрудничество, ответственность, и, в первую очередь, профессионализм педагога.

Педагог, который не обладает необходимым уровнем коммуникативной компетентности, не может реализовать личностно-ориентированные воспитательные технологии, не готов содействовать взаимопониманию между всеми субъектами воспитательного процесса, и в итоге не способен гибко управлять процессом воспитания. Наблюдается зависимость психологического климата общения, результативности установления контактов, удовлетворенности учителя и воспитанников своим трудом от коммуникативной компетентности педагога.

Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников воспитательного процесса, в том числе и повышения уровня воспитания. Очевидно, что каждый учитель должен развивать свою коммуникативную компетентность.

Список литературы:

1. Степанов Ф.Г.,Щукина О.Э. Коммуникативная компетентность учителя. – М.: Прометей, 2020 г.

2. Аухадеева Л.А. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки учителя. – М.: ВИНИТИ, 2012г.

3. Даутова О.Б., Муштавинская И.В. ФГОС: теория и практика организации учебно-воспитательного процесса. М.: Русское слово, 2022г.

 

. . . . .