Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Учитель-лидер, учитель-артист

Дата публикации: 2023-12-25 23:21:43
Статью разместил(а):
Шепёлкина Галина Александровна

Учитель-артист, учитель-лидер

Самопрезентация учителя. Дыхательная гимнастика для учителей.

Автор: Шепёлкина Галина Александровна

МБОУ Долматовская ООШ № 16

 

Аннотация: Статья о том, как с помощью дыхательной гимнастики, регулярного выполнения специальных упражнений улучшить качество речи и поставить голос учителей, сделать их харизматичными людьми. О самопрезентации и лидерских качествах учителя.

Ключевые слова: дыхательная гимнастика, речь учителей, голос, физкультминутка, самопрезентация.

 

В ноябре 2022 года актёр Владимирского академического театра драмы имени А. В. Луначарского, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист Российской Федерации Николай Анатольевич Горохов проводил в Доме актёра мастер-класс по актёрскому мастерству. Я подумала, что в работе учителя это пригодится. В начале мастер-класса Николай Анатольевич спросил: есть ли в зале учителя? Из тридцати человек учителем была только я.

Бывают учителя, знающие предмет, но они говорят монотонно, не меняя тембр. Самые воспитанные дети будут слушать, но и они устанут. Многие учителя не могут держать внимание класса. Им надо учиться у актеров. Актеры держат внимание зрителей за счет красивого голоса. Красивый голос — низкий, особенно у женщин. Надо расширять пространство, звуковое и голосовое (говорить для учеников и за первой партой, и за последней), создавать пространство звукового гипноза. В бытовой речи у нас плоский звук, нет полётности, а резонация даёт нашему звучанию обаяние. Мы говорим: харизма, а это игра голосом. Артист или политик, любой лидер или общественный деятель, а также учитель при необходимости меняет голосовую позицию. Женщины любят ушами, и не только женщины. Голос можно и нужно тренировать для привлечения внимания аудитории.

Для того чтобы не было монотонности, артисты меняют тембр, громкость, интонацию, делают паузы. Для этого они делают специальную гимнастику: гимнастику губ, гимнастику языка, проговаривание гласных, слогов, скороговорок и чистоговорок. Учителя этим мало пользуются, хотя учитель — тот же артист. Эту гимнастику надо делать регулярно, не обязательно в том же объёме, как артисты, можно проще. Но результаты вы увидите уже через месяц.

На мастер-классе Николай Анатольевич учил делать гигиенический, вибрационный (или звуковой) массаж. Мы проговаривали гласные звуки (а — о— у — э — и — ы), слоги (ва — во — ву и другие), скороговорки (Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали …).

Я попросила у Николая Анатольевича разрешения использовать на своих уроках его методику и записала упражнения на видео. Впоследствии я составила небольшую инструкцию для учителей. На районном семинаре директоров школ и заместителей по УВР я провела мастер-класс, показав, как выполнять упражнения. И раздала инструкцию.

Физкультминутка для учителей.

Звуковые упражнения для полётности звука.

Ладонь кладем на затылок и высоким звуком проговариваем:

Белеет парус одинокий.

Берем средний регистр и вполунаклон, с ладонями на груди проговариваем:

Белеет парус одинокий.

Берем нижний регистр и представляем,

что мы тянем канат: правой рукой, левой рукой, проговаривая:

Белеет парус одинокий.

Это для тренировки среднего регистра.

Короткий легкий вдох и долгий выдох - щщщ … 

Чем длиннее звук, тем лучше.

Меняем тембральность:

От топота копыт пыль по полю летит.

Начинать низким звуком, постепенно повышая, доходить до высокого звука, и обратно.

Я пришла к самопрезентации для учителей. Понятие «самопрезентация» складывается из американского слова «презентация» и русского выражения «сам себя». Мы понимаем самопрезентацию как умение себя подать в выгодном свете. Надо создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам. Не бывает самопрезентации ради самопрезентации, ваша цель должна лежать за пределами желания пропиарить себя. Самопрезентация для учителя — это умение учителя представить себя, свои знания и опыт перед учениками, коллегами и родителями. Она помогает педагогу заинтересовать своим предметом и привлечь к активному участию в образовательном процессе.

От чего зависит эффективность вашей презентации? 10% успеха — что вы говорите, 30% — как звучит ваш голос, 60% — как вы выглядите. Не забывайте улыбаться! Скромность не украшает презентатора, наоборот, скромность — это прямой путь к безвестности. Помните, что времени произвести впечатление у вас немного, поэтому надо использовать все компоненты, которые у вас есть.

Компоненты самопрезентации:

· общетелесная — двигательное поведение (осанка ровная, позы открытые, ноги твёрдые и упругие);

· жестикуляционная — движения рук (без излишней суетливости);

· мимическая — движения мышц лица (мимика ненапряженная, располагающая, нижняя челюсть свободная);

· интонационное поведение — тембр голоса, громкость, паузы.

Еще Макаренко говорил о характере звукового воздействия, о двадцати разных интонациях. Используйте их! Говорите грудным голосом, для этого дышите животом, а не грудью. Получайте удовольствие от того, что вы делаете, будьте максимально естественны. Говорите четко, точно, кратко, веско. Убеждайте всем своим обликом. Дайте понять, что вы — профессионал в своем деле.

Детям интереснее учиться у учителя-артиста, он завладевает вниманием, увлекает, ведет за собой. У учителя должны быть лидерские качества, в работе мы их активизируем, развиваем. Вот я — учитель физкультуры. Дети со мной готовы ехать на любые соревнования, участвовать в школьных праздниках, ставить сценки, танцы …

Мои лидерские качества проявились с детства. В школе я была вожатой у младших классов. Когда училась на художника-оформителя, стала командиром группы. Устроилась на завод художником-оформителем — на второй год стала командиром сандружины. Еще я создала ТСЖ (товарищество собственников жилья) в своем доме и стала председателем.

В 2003 году я начала работать в системе образования (сначала в дополнительном, потом в основном). Уверена, что лидерские качества должны быть у каждого учителя, и их можно развить.

В нашей школе нет настоящего спортзала. Физкультура ведется в спортивно-актовом зале с невысокими потолками, не очень удобном для занятий. В баскетбол-волейбол, мини-футбол играть трудно, тем не менее, мы взаимовыгодно сотрудничаем с другими школами. Ездим к ним на дружеские встречи, на соревнования, и мои ученики часто выигрывают. У нас оборудована спортивно-плоскостная площадка на пришкольном участке: есть баскетбольно-волейбольная площадка, вокруг нее рукоход, низкое бревно, скамейка для пресса, разноуровневый турник, канат, параллельные брусья, шведская стенка. Площадку поставили в 2019 году. С ранней весны и до поздней осени дети там занимаются, многие приходят и в каникулы. Они хотят играть и побеждать. Мы восемь лет держим 1 место по району среди сельских школ, нам в третий раз выделяют деньги: дополнительно 25 тысяч на спортивное оборудование. До этого было 50 и 25 тысяч. Еще есть огороженная поселенческая площадка в нашей деревне Следнево, там мы тоже тренируемся, играя в футбол и баскетбол.

Учитель физической культуры должен знакомить детей с лучшими спортсменами, с разными видами спорта, чтобы они выбрали что-то подходящее для себя; быть для учеников примером; учить детей вести здоровый образ жизни, безопасно двигаться, соблюдать режим дня. Когда дети учат разные правила, элементы, приёмы, им хочется это попробовать. Наши дети хотят заниматься даже теми видами, которыми у нас заниматься трудно. Например, я вела кружок шахмат в своем классе, и несколько мальчиков увлеклись. Я сама не шахматист, но мы выучили правила, разбирали шахматные партии, устраивали школьный турнир по шашкам и шахматам, и двое мальчиков, Даниил и Максим, прошли на районные соревнования. Максим занял 1 место и в составе александровской команды участвовал в областных соревнованиях. У него не было ни спортивной школы, ни тренера-шахматиста, но было большое стремление. Команда школы достойно выступила в областных соревнованиях по не слишком популярным в школе шашкам.

У нас есть школьный спортивный клуб, и я пропагандирую разностороннее развитие. Не получается одно, давайте другое попробуем. Кому-то подходят командные игры, кому-то индивидуальные виды. Зимой на каток. Я с ними везде: и в бассейне, и на катке. День здоровья проводим всей школой. Раньше занимались спортивным ориентированием. Занимались бы и сейчас, но у нас нет карт для этого вида спорта.

Лидерские качества у меня были от природы. Интуитивно я и раньше использовала в работе артистические нотки поведения, а развивать их сознательно стала после мастер-класса Николая Горохова. Мне очень помогли занятия дыхательной гимнастикой, я увидела результат. Рекомендую учителям ввести физкультминутку в свое ежедневное расписание. Всего 15 минут в день! Упражнения напоминают игру, это увлекательное занятие. Ваша самооценка, ваш голос и ваше тело скажут вам «спасибо».

 

Литература:

Евгения Шестакова. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи. — СПб.: Питер, 2017.

 

. . . . .