Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Дата публикации: 2023-12-28 22:28:12
Статью разместил(а):
Дмитриева Светлана Васильевна

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Автор: Дмитриева Светлана Васильевна

ГБОУ школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о плюсах и минусах дистанционного обучения, об его отличие от электронного, о причинах перехода на данный формат.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение.

 

Темой данной статьи является дистанционное обучение в нашей стране. Прежде всего, давайте рассмотрим, что же такое дистанционное обучение.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет технологий, или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение в нашей стране берет свое начало в 1917 году, когда в Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Модель представляла собой заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на различных уровнях. В 60е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а так же факультеты заочного образования. На начальном этапе дистанционное образование проходило по следующей схеме: в начале курса проводились установочные лекции, присутствие на которых являлось обязательным. Предоставлялось описание курса и выдавались необходимые материалы. На протяжении указанного срока, студент самостоятельно изучал информацию по курсу, при этом, мог созваниваться или переписываться с преподавателем. По итогам года или семестра студенты приезжали в учебное заведение на сессию. Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад.

В РФ дистанционное образование возникло 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, который позволял проводить эксперименты в сфере онлайн образования.

Наиболее широкое распространение в школах дистанционное обучение получило с началом пандемии COVID-19. В этот период в нем появилась острая необходимость, и министерство образования разработало методические рекомендации по организации данного вида обучения. Кроме того, министерство инициировало создание ресурса по дистанционному образованию для учителей с видеокурсами по организации онлайн-уроков.

Организатором ресурса выступила некоммерческая организация-союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций». Создателями курсов выступили такие представители онлайн-образования.

В настоящее время в России дистанционное обучение регулируется федеральным законом от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации». Стоит различать между собой понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение». Внести ясность нам поможет закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2013 года: «Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками». «Дистанционное обучение производится при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую обучающиеся и учителя взаимодействуют друг с другом».

В настоящее время дистанционное обучение играет важную роль в образовательном процессе. Например, обучающиеся, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья, могут продолжать обучение дистанционно. К тому же сейчас существует множество онлайн-курсов и даже онлайн-школы, которые позволяют детям получать необходимые знания. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья дистанционное обучение является одним из важнейших факторов для получения образования, особенно это касается высших учебных заведений, ведь доступная среда организована далеко не везде.

Причины перехода на дистанционное обучение:

1. Родитель имеет право выбрать форму получения образования и форму обучения.

2. При этом нужно учитывать интересы и пожелания ребенка.

3. На дистанционное обучение можно перевести ребенка по любым причинам, в том числе по семейным обстоятельствам и сделать это можно в любое время, даже в середине года. Но так ли все однозначно с дистанционным обучением. Давайте рассмотрим плюсы и минусы данного вида обучения.

Плюсы дистанционного обучения:

1. Одним из главных плюсов обучения является возможность получать образование, не выходя из дома, что позволяет лицам с ОВЗ быть в полной мере включенными в образовательный процесс.

2. Возможность учиться в удобное время. Для школьников этот пункт актуален частично, так как они в некотором роде привязаны к расписанию учителя, но при получении высшего образования значимость этого пункта многократно возрастает, ведь видео лекции можно просматривать в любое удобное время.

3. Еще одним плюсом является возможность обучающихся повторно возвращаться к пройденным темам, что позволяет разобрать сложный материал или углубить знания по интересующим вопросам.

Минусы дистанционного обучения:

1. Одним из важнейших минусов данного вида обучения является отсутствие социализации. Лица находящиеся на дистанционном обучении не получает необходимых коммуникативных навыков.

2. Нехватка личного общения также является важным минусом дистанта и вытекает из предыдущего пункта. У обучающихся в полной мере не формируется связь с одноклассниками в школе или одногруппниками в высшем учебном заведении.

3. Несомненным минусом дистанционного образования является отсутствие необходимости развивать навык письма, что также негативно сказывается на развитии механической памяти.

4. Существенным минусом дистанционного образования является зависимость от технических средств. При поломке компьютера, смартфона или просто отсутствии интернета данный вид обучения становится невозможен.

5. Еще одним недостатком дистанта является проблема мотивации обучающегося. В ситуации, когда ученик самостоятельно планирует свой учебный график, а временные границы выполнения заданий являются несколько размытыми, у обучающихся могут возникнуть проблемы с желанием работать.

Таким образом, мы видим, что дистанционный формат обучения, так же как и любой другой имеет свои достоинства и недостатки. Ну а выбор формы обучения остается за родителями.

 

Литература:

Маслакова Е.С. История развития дистанционного обучения в России. Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 29-32.

 

. . . . .