Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методические основы обучения кистевой росписи в младших классах ДШИ

Дата публикации: 2024-02-29 11:56:45
Статью разместил(а):
Ширшова Ирина Владимировна

Методические основы обучения кистевой росписи в младших классах ДШИ

Автор: Ширшова Ирина Владимировна

МБУ ДО «Балахтинская ДШИ»  

 

Развитие навыков кистевой росписи способно позитивно влиять на решение задач не только художественного образования, но общего развития личности. Овладение навыками творческой деятельности – одна из актуальных задач образования. Такие навыки положительно влияют на способность личности адекватно реагировать на происходящее, готовность использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью.

Вместе с тем, работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и прочему. Более того, следует показать, что в каждой местности есть свои особенности, свои художественные промыслы, неразрывно связанные с особенностями природного окружения этих мест. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе.

У одних коллективов народных мастеров они выражаются преимущественно в технической и технологической стороне дела, в особенностях художественной обработки разнообразных природных материалов. К этой группе, бережно сохраняющей технико-технологические основы ремесла различных регионов России, относят традиционные промыслы работы с камнем, керамикой, ювелирные промыслы и так далее. Это ювелирные промыслы в селе Красное на Волге, Северная чернь в Великом Устюге, Ростовская финифть, Дымковская и Филимоновская игрушки и многое другое. Ко второй группе относится плеяда народных промыслов, образующих вместе систему художественной росписи, художественно-образный язык которой основывается на традиционных формах изобразительной культуры, оригинальной манере письма, характерных решениях композиций орнаментов и сюжетов росписей, а также, на возможности находить в круге одних и тех же бесконечно повторяющихся тем, сюжетов свои индивидуальные мотивы. Это Полхов-Майдановская роспись, Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, Холуй, Мстера. Палех, Федоскино, росписи Сибири, самая яркая из которых – Урало-Сибирская роспись.

Для организации обучения изобразительному искусству именно система художественной росписи оказывается наиболее приемлемой, поскольку обладает богатой и разнообразной изобразительной фактурой и выразительностью. Ученые утверждают, что, сохраняя в основе свою собственную структуру и особенности образного строя, присущая росписи орнаментальность позволяет выявлять и развивать творческую и исполнительскую индивидуальность ребенка.

В истории становления художественной росписи четко прослеживается развитие по меньшей мере двух групп. Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Городец, Жостово и т.д. – это так называемая группа кистевой росписи, где исполнение элементов и весь образно-графический строй во многом зависит от возможности инструмента, остроконечной беличьей кисти, оставлять мазок, линию, пятно особых художественно-геометрических образов. В творчестве Палеха, Мстеры, Холуя и Федоскино свойства кисти также важны, но не имеют такого значения для исполнения, как в промыслах кистевой росписи.

Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие у обучающихся эмоциональной культуры, формирование эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы по этому виду искусства направлены на сохранение живого наследия народа, которое рассматривается его как часть современной жизни, как актуальное средство социализации молодых поколений.

Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся младших классов.

Применяются такие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи обучающимся со стороны преподавателя при выполнении учебных задании;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Практика показывает, что на каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации.

Часто на этапе объяснения нового материала обучающимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом они получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством инструкций, памяток, вспомогательных планов.

Использование дифференцированных и индивидуализированных заданий зависит от конкретных задач урока, от уровня подготовленности обучающихся, от сформированности их познавательных интересов и мотивации к учению. Разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.

Задания классифицируются на три вида:

– тренировочные, когда обучающимся предлагается работа по алгоритму или по образцу, предлагается иллюстрация, дополнительная конкретизация. Эти задания используются для того, чтобы довести первоначальные знания, умения, навыки до стандартного уровня;

– частично-поисковые, когда обучающиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;

– творческие, когда обучающимся предлагается принципиально новая формулировка задания, а они должны ее осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и своими знаниями и умениями, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий.

Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности или правила. Например:

1. Проводится игра «В гостях у народных мастеров». Преподаватель говорит: «Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда, по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички».

2. Игра «Подбери пару». На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Обучающимсяпредлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей. На рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.

Творческие задания. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу. Закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, выполняя более сложные задания или в более сложных условиях:

1) предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи;

2) при закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например, нарисовать двух разных матрешек, которые между собой будут чем-то похожи. Сходство обучающиеся могут выявить:

а) по форме – полхов-майданская и калининская;

б) по узорам – полхов-майданская и семеновская;

в) без цветов, в фартуках – загорская и русская.

Таким образом, описание работы педагогов-практиков показывает, что на каждом этапе урока изобразительного искусства возможно и необходимо использовать прием и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся младших классов.

Рассмотрим далее организацию обучения кистевой росписи на отделении декоративно-прикладного искусства в Балахтинской Детской школе искусств.

Для определения уровня сформированности навыка кистевой росписи необходимо выявить уровень знаний и умений обучающихся, необходимых для обучения данной кистевой росписи, в нашем случае – пермогорской. Так, обучающиеся должны знать все элементы росписи; должны уметь самостоятельно составлять композиции; должны уметь расписывать изделия в технике пермогорской росписи. Критерий "Знать элементы росписи" включает в себя вопросы теоретического уровня: «Где создавались изделия псрмогорского промысла?», Какие изображения есть в росписях Пермогорья?», «Какие цвета использовали мастера в пермогорской росписи?».

Создание педагогических условий для изучения народных кистевых росписей основывается на реализации принципов освоения народного искусства: повтор, вариации, импровизации.

Повтор – задача простая, она направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Вместе с тем, это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие.

Вариации – задача усложненного типа, она направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает поиск вариантов их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.

Импровизация – наиболее сложная задача, она направлена на выполнение импровизации по мотивам народного орнамента и на основе эстетического восприятия природы с целью создания нового образа. Ритм, цвет, мотивы такого орнамента разнообразны.

Перечисленные принципы были положены в основу разработки системы художественно-творческих заданий по пермогорской кистевой росписи для обучающихся. Первые четыре задания были разработаны по принципу вариации: предлагается изобразить в первом случае ленточку-бордюр с геометрическим орнаментом для украшения рамы для будущей картины, используя наглядные материалы. Во втором случае – трилистник и древо жизни. В третьем случае предлагается изобразить птиц. Четвертое и пятое задание построено по принципу импровизации – создание эскиза для росписи бытового предмета –  коробочки. Роспись коробочки производилась в пять этапов:

1. Подготовка основания под роспись: проклейка и грунтовка.

2. Разметка общей композиции и прорисовка эскиза в натуральную величину.

3. Разметка композиции пол роспись, перенос эскиза на коробочку.

4. Последовательная работа цветом.

5. Работа с контуром – создание «оживок». Покрытие лаком.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество», реализуемая в Балахтинской ДШИ, предусматривает формирование знаний, умений, а главное навыков кистевой росписи и закрепление их в процессе практических занятий.

Процесс формирования навыков кистевой росписи будет результативным при использовании педагогами при реализации программы эффективных методов и приемов организации художественно-творческой деятельности обучающихся. На учебных занятиях при выполнении заданий по созданию самостоятельных декоративных композиций у обучающихся лучше всего формируются навыки кистевой росписи. С этой целью рекомендуется последовательно знакомить обучающихся с основными приемами народной росписи: цветные круги с применением тёмной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в рисовании розанов и тюльпанов, изображение ягод, выполненных тычком, геометрический орнамент (круги, сетка, полоски; геометрические полосы; орнамент в квадрате).

Для технологического процесса пермогорской росписи необходимы определенные инструменты и материалы.

Кисти являются основным инструментом в данном технологическом процессе. Для росписи используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти № 1-5, для росписи крупных изделий более крупные кисти № 6-8. Для лачения и грунтовки пригодятся мягкие плоские кисти.

Материалы – гуашь, шпатлевка, грунтовка.

Для росписи нужна древесина. Для пермогорской росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыпанию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев. В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины.

При освоении темы «Пермогорская роспись» мы использовали материалы, разработанные коллегами, в частности программу росписи по дереву «С надеждой вспоминая прошлое…», разработанную педагогом Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества в соответствии с комплексной программой «Наша Земля – наше наследие», обобщающую многолетний опыт работы педагога в данном направлении.

Формы работы с детьми выстраиваются по принципу творческой мастерской.

Используются следующие конкретные формы занятий:

– теоретические занятия, на которых обучающиеся в доступной форме получают знания об особенностях и видах народного и декоративно-прикладного творчества, об особенностях пермогорской росписи, об истории промысла и его сегодняшнем состоянии;

– зарисовки образцов традиционных видов росписи и орнамента в альбоме и краткая запись значения символов;

– практическое выполнение заданий по теме;

– анализ и оценка работы на каждом этапе её выполнения;

– индивидуальная творческая работа;

– использование различных видов и форм коллективной работы;

– знакомство с материалом на примере лучших образцов, выполненных другими детьми, составляющих методический и выставочный фонд;

– участие в творческих мастерских, проведение мастер-классов;

– участие в конференции учебно-исследовательских работ;

– участие в различных выставках, конкурсах, фестивалях;

– посещение музеев, знакомство с изделиями народных умельцев на различных выставках;

– экспедиции в центры художественных промыслов: зарисовки природных и архитектурных мотивов, орнамента, элементов быта и костюма и пр.;

– выезды на пленэр: зарисовки природных и архитектурных мотивов;

– проведение занятий-праздников как одной из форм творческого сотрудничества между коллективами творческих объединений художественного образования.

Таким образом, разнообразие форм и приёмов традиционных видов росписи по дереву позволяет правильно выстроить систему обучения, учитывая подготовку детей. За время обучения общая направленность тем не изменяется, но содержание обогащается новыми понятиями, приёмами, техниками и формами. Обучение построено по принципу «от простого к сложному», импровизации новых композиций посредством копирования, повтора и варьирования на традиционной основе.

По итогам освоения темы «Кистевая роспись» обучающиеся: будут знать основы техники безопасности при работе с красками, лаком и знать основные виды русского народного декоративно-прикладного искусства; овладеют основами композиции и цветоведения, освоят основные приёмы традиционных видов росписи. При этом будут развиваться терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата; умение работать в коллективе; культура общения. А также будут сформированы и закреплены следующие знания, умения и навыки: знание техники безопасности при работе с красками, лаком, шлифовке деревянных поверхностей; знание законов композиции и цвета; знание обычаев, уклада жизни населения различных регионов России; знание всех видов орнамента; графических и кистевых видов росписи; знание символики орнамента различных регионов России; умение работать с готовыми эскизами и делать зарисовки и копии с изделий старых мастеров; умение рационально организовать свое рабочее место, аккуратно выполнять работу и оформлять готовое изделие. Будут закреплены и развиты следующие личностные качества: отзывчивость, умение помогать друг другу и особенно младшим в процессе работы; личная заинтересованность в творческой работе; самовыражение через выполнение творческих заданий.

Пройдя тему «Кистевая роспись», обучающиеся будут знать основные центры художественных промыслов России; будут знать роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства; будут знать историю возникновения и стилистические особенности различных направлений и школ росписи по дереву; полностью овладеют технологическим процессом росписи (подготовка изделий, роспись, лакировка); овладеют всеми видами и приёмами кистевой и графической росписи; сумеют правильно подобрать инструменты и материалы для росписи; смогут создавать собственные композиции; овладеют умением проявлять свою индивидуальность; смогут выработать свой творческий почерк; смогут подготовить свои работы для выставки и объективно их оценивать.

Младший школьный возраст восприимчив к любым влияниям извне, среди которых наиболее сильное оказывает массовая культура, окружающая среда, во многом определяющая направления становления личности обучающегося. Незаменимым компонентом и фактором этого развития является приобщение к народной художественной культуре своей страны. Народное искусство позитивно влияет на формирование общей и художественно-эстетической культуры обучающихся, способствует развитию трудовых навыков и умений, интеллектуальному совершенствованию, помогает раскрыть творческий потенциал обучающего.

Занятия в рамках ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивают знакомство с народными художественными промыслами и ремеслами. Как показывает практика и опыт преподавательской деятельности, занятия кистевой росписью положительно влияют на развитие личностных качеств обучающихся младших классов, так как занятия росписью требуют волевых качеств и усилий, усидчивости, концентрации внимания, а также способствуют развитию художественно-образного мышления, активизируют творческую деятельность. На занятиях кистевой росписью детям необходимо давать большую свободу для выражения себя, своих знаний, мыслей, помогать раскрыться творческому потенциалу каждого. Как известно, лучше всего запоминается то, что проходит через органы чувств. Обучающихся легко заинтересовать, показав им готовые изделия пермогорской росписи, мотивируя тем, что подобного рода вещи они смогут сделать сами, таким образом создавая ситуацию успеха. Особенно такой методический подход важен в ученической аудитории, где каждое слово преподавателя  находит живой отклик в душе обучающегося.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: чем более обучающиеся вовлечены в самостоятельный творческий процесс росписи изделий, тем выше уровень их творческой активности. Практика показала, что возникает необходимость в создании хороших эмоциональных условий, способных вызывать положительную мотивацию обучающихся к учению. Исследуя процесс освоения пермогорской росписи учащимися, мы выяснили, как следует организовывать процесс знакомства и овладения кистевой росписью. Практический опыт показал, что активное участие обучающихся в обсуждении в ходе занятий традиций народных промыслов, знакомство с символами росписей, традиционной цветовой гаммы, проявление собственной фантазии при разработке композиций орнаментов способствует развитию творческой активности, более осознанному отношению обучающихся к традициям и предметам народных художественный промыслов, а также развивает познавательный интерес к изучению культуры своей страны, этноса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. – М: Наука, 2011.

2. Величко Н. К. Русская роспись: техники, приемы, изделия. Энциклопедия. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. – М., 1987.

5. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 2013.

6. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.

7. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология художественных промыслов. – М., 2005.

8. Янковская Е.А. Кистевая роспись по дереву как фактор развития творческого потенциала подростков на уроках по изобразительному искусству //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 4 (28). – С. 219-222.

 

. . . . .