Проблема семейного притеснения, основные направления, формы, методы, и технологии работы с семьёй
Проблемы семейного притеснения, основные направления, формы, методы и технологии работы с семьёй
Автор: Машкова Светлана Вячеславовна
ГКУ СО Московской области СЦ "Зарайский"
Впервые проблема притеснения с научной психолого-педагогической точки зрения была рассмотрена специалистами Коломенского государственного педагогического института под руководством Башкатова Ивана Павловича, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой социальной психологии и педагогики Коломенского государственного педагогического института, заслуженного деятеля науки. Результатами работы исследовательской группы стали теоретико-методологический анализ феномена притеснения, определение его основных видов и факторов, выявление личностных качеств «обидчиков» и «обиженных», гендерные особенности их поведенческих стратегий, разработка содержания структуры притеснения.
Сущность явления притеснения определяется, как «осознанное воздействие одного человека, группы лиц или какого-либо органа управления, в том числе и государственной власти, причиняющей намеренно в течение определённого времени другому лицу или категории лиц угрозу, вред, неудобства или препятствия по осуществлению прав, обязанностей и свобод». По мнению И.П. Башкатова, притеснение является тем фундаментом, на котором вырастают многие негативные социальные явления, в том числе такие, как социальная напряжённость, повышенный уровень тревожности, агрессивность, рост преступности, наркомании, токсикомании. Физическая, психическая и социальная незрелость, а также зависимое положение ребенка по отношению к взрослым членам семьи объясняет уязвимость детей ко всем видам насилия.
Большую роль в распространении семейного притеснения и жёсткости по отношению к детям играет неосведомлённость родителей (законных представителей), о том, какие меры воздействия недопустимо применять, непонимание, что не каждое наказание полезно и допустимо. Весомым фактором является также низкая правовая культура населения, незнание законодательных норм, которые охраняют права детей.
В системе мер раннего вмешательства и сопровождения асоциальных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, огромное место занимает разработка профилактических мероприятий, направленных на работу со здоровыми и благополучными семьями и детьми для выявления факторов возможного риска формирования социального неблагополучия в целях предупреждения жестокого обращения с детьми и перехода семьи в категорию социально неблагополучной.
Рассматривая этапы развития ребёнка, можно выделить периоды, относящиеся к критическим периодам, т. е кризисы, в которых происходят формирование высшей нервной деятельности, увеличение подвижности и нарастание силы нервных процессов, гормональные и физиологические изменения в детском организме. Дети в эти кризисные периоды особо чувствительны к социальным раздражителям, перемены или негативные явления в семейном окружении могут спровоцировать нарушения сна, гиперактивность, изменения в поведении. Сложные социально-экономические условия (перегрузки на работе, необходимость поиска дополнительного заработка, недостаточное количество свободного времени у членов семьи) приводит к ухудшению физического и психического состояния взрослых, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. К сожалению, нередко родители свои эмоции привычно выплёскивают на детей, при этом ребёнок испытывает притеснение - попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
В ходе выявления триггеров социального риска (в первую очередь риска возникновения семейного притеснения), следует ориентироваться на следующие факторы при знакомстве с семьями, выявляя их в ходе бесед наблюдений, анкетирования, анализа документации:
- социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
- медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
- социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
- социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
- психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
- криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Педагоги, ежедневно работающие с детьми, должны анализировать и учитывать внешние признаки неблагополучия ребенка, сигнализирующие о тревожной ситуации в семье:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в освоении образовательной программы.
К наиболее тревожным факторам, явно свидетельствующим о физическом насилии в отношении ребенка, относятся боязливость, выраженный страх взрослых, проявления тревоги в форме тиков, раскачивании, сосании пальца, боязнь и/или нежелание идти домой, агрессия по отношению к животным, стремление скрыть причину травм.
Педагогам необходимо определить следующие приоритетные задачи профилактики семейного притеснения в работе с родителями:
- раннее выявление признаков семейного притеснения;
- формирование положительного образа ребенка в представлении родителей;
- формирование гармоничных детско-родительских отношений;
- создание позитивного эмоционального фона семейных отношений;
- повышения уровня педагогической культуры родителей посредством овладения практическими умениями и навыками воспитания и образования детей, посещения родителями мероприятий.
В системе профилактической работы педагоги выступают в роли связующего звена между семьёй и ребёнком, и, организуя взаимодействие с родителями, учитывают не только отдельные критерии, такие, как возраст родителей, уровень образования, доходов, социальный статус, но и ряд социально-психологических факторов: характер отношений в семье, особенности взаимодействия родителя и ребенка, уровень правовой и педагогической компетентности родителей.
С целью выявления семей с потенциально высокой степенью риска притеснения в отношении детей педагогами в начале учебного года нужно создавать банк данных детей, изучать социально-бытовые условия каждой семьи. Детальный анализ полученных данных позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями и определить приоритетные направления по профилактике семейного притеснения.
Задачи профилактики семейного притеснения реализуются посредством повышения психолого-педагогической компетентности родителей через такие формы работы, как активное привлечение к созданию и пополнению предметно-развивающей среды группы, участие в детских праздниках, спортивных мероприятиях и развлечениях, привлечение родителей к организации выставок детских работ, посещение открытых мероприятий, активное участие в родительских собраниях (родители принимают не пассивное участие, как слушатели, а готовят сообщения, делятся своим опытом), посещение совместных детско-родительских мероприятий. Такие формы работы с родителями не только обогащают их знания по вопросам педагогики и психологии, но и способствуют укреплению детско-родительских отношений, формированию благополучного семейного климата. Семьям, находящимся в группе риска, оказывается методическая и правовая помощь посредством индивидуальных консультаций, бесед, раздачи материалов профилактической направленности (памяток, буклетов).
Практика работы с детьми показывает, что формирование полноценной адаптации и дальнейшая его социализация не может быть обеспечено исключительно силами педагогов, особенно в случае, если речь идёт о детях из семей группы повышенного социального риска. Поэтому первостепенными задачами, стоящими перед педагогами, является преодоление коммуникативных барьеров во взаимодействии с семьями, обеспечение преемственности работы дошкольного учреждения и семьи, выработку единых требований, подходов и стратегий в обучении и воспитании в семье, а также осуществление систематической профилактики негативных явлений семейного притеснения. Идя сквозь препятствия, очень важно помнить о той благородной цели, о том позитивном результате, к которому мы стремимся, о вкладе в жизнь каждого отдельного ребёнка, в жизнь семьи и страны в целом.