Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности организации процесса обучения старшеклассников в группах дополнительного образования

Дата публикации: 2024-03-15 16:34:45
Статью разместил(а):
Русина Екатерина Юрьевна

Особенности организации процесса обучения старшеклассников в группах дополнительного образования

Автор: Русина Екатерина Юрьевна

ГБОУ «Школа № 464», Санкт-Петербург

 

Аннотация: Во многих школах существует традиция в 9 и 11 классах в конце финального года танцевать прощальный вальс выпускников. Это ставит вопрос о предварительной танцевальной подготовке старшеклассников, которая, в свою очередь, требует достаточно длительной и последовательной работы. Система дополнительного образования позволяет решить этот вопрос оптимальным образом. В данной статье рассмотрен ряд особенностей, которые следует учитывать при работе со старшеклассниками для создания устойчивого познавательного интереса, на примере фрагмента работы группы дополнительного образования.

Ключевые слова: старшеклассники, дополнительное образование, познавательный интерес.

 

Мы привыкли к тому, что дополнительное образование в основном работает в младшем и среднем звене школы, а на этапе старшей школы, как правило, почти сходит на нет. Этому, на мой взгляд, есть две причины.

Считается, что в старшей школе надо больше внимания уделять основной учебе, подготовке к экзаменам. Происходит деление на «серьезные» и «несерьезные» предметы, которые пригодятся и которые не пригодятся в дальнейшем. В большинстве случаев деятельность в направлениях дополнительного образования относят к “несерьезным”. Относит школа, родители и, как следствие, сами дети. Существует устоявшееся мнение, что сдача экзаменов, хороший аттестат, поступление в институт являются непременными атрибутами успешного человека.

Но ситуация меняется. Давно уже говорят о метапредметных результатах, о личностном развитии, о важности практического применения полученных знаний. Появилось такое понятие, как soft skills, которое обозначает комплекс компетенций, тоже важных для карьеры, но при этом не относящихся к профессиональным знаниям. И постепенно формула «готовить к жизни, а не к экзаменам» с трудом, но все-таки проникает в педагогическое сообщество. А что надо для жизни?

Никоим образом не отрицая значимость академических предметов как для общего развития, так и для дальнейшей профессиональной их реализации, мы можем обнаружить, что помимо финансового благополучия, каждому хочется здоровья, интересного общения с друзьями, счастливой семьи и т.д. Приоритеты молодого поколения с годами почти не меняются. Где взять основы для полноценной, наполненной положительными эмоциями жизни? Как стать интересным, творческим человеком? Достаточно ли для этого хорошего аттестата? Может быть, именно «несерьезные» увлечения станут основой счастливой жизни? Почему умение петь, танцевать, играть в волейбол менее значимо, чем производственные навыки? Почему, в конце концов, «физика» важнее «музыки», а формально-логическое важнее эстетического и эмоционального? Но именно в старшем школьном возрасте, на пороге этой новой жизни, мы говорим своим детям: «Детство закончилось. Времени мало. Берись за учебу!»

Сложность кроется и в том, что педагоги дополнительного образования в основном работают с детьми начальной и средней школы, где присутствует более сильное доминирование личности учителя. В это время еще значимо мнение родителей, которое создает для ребенка положительную или отрицательную мотивацию. А старшеклассники – это почти взрослые люди, и те приемы и методы, которые были успешны в младших классах, могут не работать. Можно выделить основные особенности работы со старшеклассниками. С одной стороны – «подростковые комплексы» и связанная с этим противоречивость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, одновременная самонадеянность и неуверенность. С другой стороны – гормональные изменения в организме, побуждающие подростка вести себя как взрослый, и к этому моменту появляются:

- осознанное отношение к обучению;

- практические причины учиться;

- представление о себе, понимание себя, уважение себя;

- наличие некоторого жизненного опыта и достаточно высокий уровень школьных знаний;

- внутренняя мотивация.

Отсюда следует, что методику обучения, великолепно работающую в младшем звене школы, надо уже корректировать, а терминология, ассоциации, образы должны осуществляться на другом, более сложном вербальном и идейном уровне.

Далее мы приведем пример учебной ситуации на вводном занятии по парному танцу у учеников старших классов. Для начала вспомним, что такое учебная ситуация. Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. Цель учебной ситуации состоит в создании такой среды, которая бы позволила бы ученикам творчески реализовать себя и практически получить собственную продукцию определенного качества.

Цель данной учебной ситуации - добиться практической реализации, выраженной в совместных двигательных действиях, следующих теоретических понятий:

- система, как универсальная структура взаимосвязанных элементов, особенности применения свойства системности в парном танце;

- предметное двигательное мышление, его особенности и отличия от других видов мышления, его конкретное воплощение в парном танце;

- физические основы (с точки зрения законов физики) парного движения, PUSH и PULL взаимодействия, центробежные силы;

- определение гендерных ролей в парном танце, ведение и следование, отличительные особенности движения каждого типа.

На занятиях юноши и девушки, имея уже, как правило, представление о том, что такое движение под музыку, узнают особенности движения в парах. Несмотря на то, что они почти взрослые, многое из предложенного оказывается для них неожиданным. Да, они заканчивают школу, немало знают и умеют. У большинства есть хорошие двигательные основы и сформировавшееся понимание своей гендерной роли, однако опыт контактных взаимодействий, каковым и является парный танец, достаточно невелик. У них нет даже бытовых образов наблюдения за танцующими людьми более старшего возраста, например, родителями, т.к. большинство нашего взрослого населения не имеет такого опыта, в силу определенных особенностей истории, культуры и традиций нашей страны.

Поскольку занятие вводное, все перечисленные выше понятия разбираются пока с точки зрения общих принципов в простейших парных взаимодействиях. В дальнейшем каждое понятие может формировать новые учебные ситуации, когда учащиеся на практике решают поставленные танцем задачи.

Условия создания данной учебной ситуации, легко выразить словами, но на деле они могут представлять значительные трудности, если педагог не будет к ним готов. То, что для взрослого человека является естественным и нормальным, у детей может вызвать стеснение и неловкость. Реакция может быть самая разнообразная: от испуга до показной неудержимой веселости. Ведь предметом твоего действия вдруг оказался другой человек, а в это же время ты являешься предметом исследования и действия для него. Как правило, для почти взрослых детей это оказывается парадоксальной ситуацией. Здесь очень важно создать легкую атмосферу непринужденности и согласия с тем, что при других условиях может вызывать настороженность и даже неприятие.

При этом используемая терминология должна соответствовать возрасту обучающихся и соотносится с их достаточно высоким уровнем знаний из различных предметных областей. Это придает весомость получаемой ими информации и понимание сложности организации того или иного парного движения, так как очень простые, на первый взгляд, действия, как правило, не получаются. Это часто вызывает недоумение. Теоретическая простота на практике вдруг становится непосильной задачей. Особенно это относится к исполнению в режиме реального времени, то есть под музыку. Но в итоге, когда система (пара) заработала (плюс нужный эмоциональный фон занятия, плюс правильно подобранная музыка), возникнет главное – удовлетворение от самого процесса, и от того, что все получилось!

Учет всех этих факторов может привести к тому, что, несмотря на «несерьезность» ваших занятий, школьную загруженность старшеклассников, у них вдруг пробуждается познавательный интерес, за который борются, порой безуспешно, все педагоги по всем направлениям, и вы получаете группу благодарных учеников, которые будут с удовольствием ходить на ваши занятия.

 

Список литературы:

1. Вагнер П.А., Варин Э.А. Организация самостоятельной работы студентов по предмету «Европейский бальный танец и методика его преподавания» как средство повышения качества образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 5 (60). - С. 187-188.

2. Скуратов Т.А. Формирование исполнительского мастерства у студентов-хореографов в процессе обучения спортивным бальным танцам // Культура и образование. - 2018. - № 1 (28). - С. 88-95.

  

. . . . .