Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Русский народный праздник Иван Купала как средство развития воображения детей

Дата публикации: 2024-03-19 08:05:50
Статью разместил(а):
Колмакова Анастасия Михайловна

Русский народный праздник Иван Купала как средство развития воображения детей

Автор: Колмакова Анастасия Михайловна

МБУ ДО «Балахтинская ДШИ», пгт. Балахта

 

Аннотация: Русский народный праздник Иван Купала является хорошим вариантом для развития воображения детей, поскольку этот праздник наполнен яркими образами, традициями и игровыми мероприятиями, которые способствуют творческому развитию и воображению молодого поколения. В педагогическом журнале я бы хотела рассказать, что значить воображение, как оно влияет на творчество и как с помощью русского народного праздника его развить.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Развитие воображения является одной из основных задач в развитии ребенка. Особенно в творческом процессе, так как написание картин, создание поделок или другого прикладного творчества не может быть сделано без этого важного навыка. Чтобы развить воображение, была взята за основу тема русского народного праздника «Иван Купала». Ведь он отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором и он и не так известен как «Масленица» или «Троица». Поэтому проще увидеть прогресс.

Праздник проходит 7 июля и многие дети думают, что в этот день можно лишь обливаться водой или обливать водой друзей и прохожих. Если перед учеником поставить задачу – нарисовать сюжет, относящийся к празднованию Ивана Купала, он может изобразить как дети и взрослые обливаются водой. Простой сюжет с простыми действиями. Но если познакомить обучающегося с традициями и обычаями этого летнего праздника, его творческая работа заиграет совершенно другими событиями.

Воображение - способность человека создавать новые образы, основываясь на прожитом опыте, который он получает, контактируя с объективной реальностью. В своих работах философ Э.В. Ильенков как-то писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомобилей…».

Как любой психологический процесс, воображение отражает:

1) То, что есть, но не доступно по каким либо причинам;

2) То, что было, но свидетелем чего человек не может быть;

3) То, чего нет, но что может быть;

4) То, что никогда не сбудется и не произойдет.

Предлагаю разобрать следующий пример. Как выглядит яблоко? Оно маленькое или большое, красное или зеленое? В общем, это не важно, ведь самое главное в голове сразу же выстроился четкий образ. Так и работает воображение. Оно заимствует образы, которые вы уже знаете, а иногда ещё и приукрашивает. Но если ребенку, никогда не видевшего и незнающего этого плода, спросить: «Как выглядит яблоко?». Что он может вообразить? Маловероятно это будет яблоко, в привычном понимании.

Зачатки воображения, по мнению ученых, появляются уже на втором году жизни, тогда дитя начинает изменять обычную деятельность и перемещать их на другие, а лучше всего оно проявляется у детей дошкольного возраста. Более четко заметна роль воображения в детских играх. Они могут начать создавать театрализованные представления со своим набором игрушек. Могут придумать отсутствующие предметы и сами условия своей игры. К примеру, ребенок может вначале баюкать куклу, затем зайку, а после уложить спасть игрушечный трактор. Чаше всего идеи для театрализованной игры он берет из жизни либо из просмотра развлекательных программ.

Как понятно из термина, ширина воображения зависит только пережитых знаний человека, у дошкольника жизненных знаний явно меньше, чем у более взрослого, поэтому и возможности создания образов у него меньше. Но в отличие от взрослого, образы детей более эмоциональны, что напрямую отражается на их поведении.

Воображение можно развить разными путями. Подтолкнуть какой-либо темой урока. Например, задать вопрос: чтобы ты сделал, как бы ты изобразил. А после наблюдал за творческой мыслью урока. Дать прочитать книгу или рассказать историю (для чистоты эксперимента без иллюстраций). А после спросить: каким цветом было платье главной героини, или какого цвета было небо в истории и т.д. В его воображении может ночь предстанет фиолетовая, а платье жёлтое с рюшами. Главное, натолкнуть на мысль, а дальше ребенок сам постепенно сможет развить и придумать нечто удивительное.

Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Лепить по готовым моделям, срисовывать с образца, подражать действиям взрослых довольно просто, но такая работа воображения не требует. Куда сложней научить детей видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны, что является необходимым для творчества.

Для некоторых детей нужно определенно и четко сформулированная тема, внутри которой они проявляют умение строить сюжет, тем самым развивая воображение. Они идут по ней, как по руслу реки, чувствуя берега и не выходя за них. Тема как бы формирует, выстраивает в определенном порядке имеющиеся у них знания, образы, впечатления.

Другим детям мешают подсказки и ограничения. Если они пишут сочинение на конкретную тему, то никак не могут начать его. Эта тема идет не от них, она им навязана, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расширяя поставленные рамки. Такие дети, сочиняя на свободную тему, начинают писать сразу, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов. Взрослому остаётся только тактично, осторожно направлять эту буйную фантазию.

Все психологические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности: игры, труда, учения, общения, изобразительного искусства. Поэтому необходимым условием формированием и совершенствования любого психологического процесса является приобщение личности к активной форме деятельности. Уже доказано, что ребенок лучше всего учится на образах, а русский народный праздник, чем не образ? Ведь он весьма красочен, и из него можно взять много тем для будущей творческой работы.

«Иван Купала» ‑ это древний языческий праздник, имеющий несколько названий, таких как: «День летнего солнцестояния» или «Солнцеворот». Когда пришло на Русь христианство всё языческое подверглось изменению и название праздника изменилось на «Иван Купала» в честь Иоанна Крестителя ‑ «Купателя». Так же он называется «Рождество Иоанна Предтечи». Мальчишка, рожденный в этот день, станет тем самым Иоанном Крестителем, совершающим ритуал очищения водой в реке Иордане. Именно он будет тем, кто крестил Иисуса Христа. Спасителя для всего человечества.

В ночь на Ивана Купала люди омывались водой и очищались огнём. Было принято разжигать много костров на берегах рек и озёр, и прыгать через них. Считалось, что вода становится целебной и приобретает магические свойства. С ней было связано множество обрядов, среди которых массовое купание в озерах и реках. Обрядовым предметом, который неотрывно связан с традициями Ивана Купала, был девичий венок. Девушка должна была делать его самостоятельно из луговых, степных или лесных растений.

В регионах России, Украины, Сербии и Белоруссии было принято наряжать специальное деревце. Для этого выбирались молодая березка, клен, дубок или верба. Она украшалась лентами, венками, колокольчиками и цветами. Её выносили на место игрищ и водили вокруг хороводы. Люди пели, танцевали, а потом рубили деревце и сжигали в огне или бросали в реку, канаву или озеро. Поджигали колёса и бочки. Их спускали с горок, что было символом солнцеворота.  

Основной символ праздника «Иван Купала» является самое таинственное и магическое растение – «Цветок папоротника». Никто не знает, как он выглядит на самом деле. Многие утверждают, что он похож на горящий уголь. Другие как не раскрытый бутон таинственного цветка. Так же он мог быть похож на огненную лилию, которая видна только в отражении зеркала. Много странного и мистического ходит вокруг этого цветка, ведь он расцветает только в эту ночь. Из центра куста папоротника ровно в полночь на мгновение показывается таинственный цветок. Получить его очень и очень трудно, ведь вся лесная нечисть будет мешать. Но кто сорвет, сможет видеть клады, понимать язык животных, иметь дар предвидения, понимать любой облик или становится невидимым.

Это далеко не все традиции этого праздника, множество из них утрачено. Но современные люди до сих пор водят хороводы, прыгают через костры и собирают травы для лечения серьезных заболеваний. Конечно же, для большинства это возможность весело провести время и насладится общением.  

Чтобы развить воображение детей, необходимо рассмотреть информацию, связанную с русским народным праздником «Иван Купала». Поводить хороводы, поиграть в древнеславянские игры и по возможности сплести венки.

Можно показать им видеоролики как проводили праздник в древней Руси. Там они смогут почерпнуть тот или иной образ. Конечно, не стоит полностью использовать этот способ. Так как они не смогут в полной мере вложить свои эмоции в будущее произведение. Это всё равно, что рисовать с фотографии. Мы не сможем обойти объекты, потрогать, и четко увидеть мелкие детали. Единственный плюс фотографии – не что и никто там не движутся. Лучше всего дать ребенку прочувствовать атмосферу вживую, с огнями, водой, венками и «нечестью», в вечернее время суток, когда праздник наиболее волшебный.

Так же для лучшей передачи образа можно рассмотреть фотоматериалы русского народного костюма, по возможности посетить музей или выставку народного искусства, для написания людей из эпохи Древней Руси. В той же мере следует с помощью фотографий или вживую узнать о растениях, если ребенок заинтересуется: «цветком папоротника», плетением и пусканием на воду венков, сбором трав.

После того как дадим детям нужную информацию, можно их попросить приступить к картине. По ходу работы преподаватель сможет оценить, насколько стало развито воображение ребенка: придумал интересный сюжет; будет ли он интересен для окружающих; при рисовании людей смог представить эмоции; когда рисует пейзаж, может более детализировано его воссоздать.

Конечно, многое из этого зависит из художественных навыков ребенка и для некоторых потребуется помощь преподавателя. Ведь если дошкольник рисовал «перевернутые морковки» вместо деревьев, он будет продолжать это делать, пока преподаватель не объяснит как правильно, или ребенок сам не поймет. Самое главное мы заложили образы, которые можно использовать в будущем. Эти самые образы и будут развивать воображение.

Для развития воображения ребенка я использовала именно красочный праздник. Но на самом деле можно использовать любую информацию, которая представлена: в окружающем мире, из книг или на просторе интернета. Для творческого мышления обязательно его нужно взращивать, чтобы впоследствии ребенок смог создать свой шедевр.

 

Библиографический список:

1. Есаулова Н.А., Потапова Н.Н., Пугачева Н.В. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – М.: Педагогическое общество России, 2005. 

2. Рахимбаева И.Э. Художественное образование в современном мире и перспективы его развития // Современные проблемы науки об образовании. – 2018. ‑ № 4.  

3. Шапкина Е.А., Щелина С.О. Психологические особенности среднего школьного возраста. – М.: Молодой ученый, 2015.

 

. . . . .