Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формы и методы гражданско-патриотического воспитания в молодёжной среде

Дата публикации: 2024-03-22 12:07:21
Статью разместил(а):
Воронина Инна Константиновна

Формы и методы гражданско-патриотического воспитания в молодёжной среде

Автор: Воронина Инна Константиновна

МУ ДО Центр развития творчества детей и юношества, г. Воронеж

 

Патриотическое воспитание является краеугольным камнем в построении экономики, политической системы и национальной безопасности нашего государства. Благодаря высоким патриотическим качествам наш народ обеспечивал независимость и прогрессивное развитие  России. Также, воспитание гражданственности предполагает формирование активной жизненной позиции личности, самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения.

Десятилетиями складываемая система гражданско-патриотического воспитания рухнула после распада СССР. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Место гражданского долга заняло равнодушие, толерантности-национализм, активной жизненной позиции-нигилизм и т.д. Причём это произошло сразу и по всем направлениям:  в образовании, культуре, политике, экономике, в социальной сфере. 

В этих условиях важной задачей государства является патриотическое воспитание молодёжи. Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

- привязанность к тем местам, где человек родился и вырос; 

- уважительное отношение к языку своего народа; 

- заботу об интересах Родины; 

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; 

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); 

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; 

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны; 

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; 

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности к укреплению могущества и расцвету Родины; 

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Реализация этих принципов осуществляется по различным направлениям.

Политическое-воспитание правовой культуры, формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции патриота своей страны.

Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать всё для сохранения и возрождения Родины, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

Социальное направление - формирование добросовестного отношения к учебе, терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.

В нём заключено: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного; умение взаимодействовать с собеседником,  умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки, понимание и восприятие различных религиозных культур. Важно результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Экономическое направление связано с формированием функциональной экономической грамотности, бережного отношения к вопросам собственности.

Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации в стране, экономического роста.

Нравственное направление - воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма. 

В этой связи, учебное заведение  должно выступить в качестве наставника, противостоящего негативным явлениям в молодёжной среде и способствующего воспитанию патриотизма.

Для этого необходимы определённые условия, которые включают в себя:

- разработку программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- активное участие органов ученического самоуправления в данной работе;

- дифференцированный подход к разработке форм деятельности для различных возрастных категорий обучающихся;

- тесное взаимодействие педагогического коллектива, структурных подразделений  в данном направлении;

- недопустимость формального подхода к подготовке  гражданско- патриотических мероприятий и акций.

Можно выделить несколько методов гражданско-патриотического воспитания: метод убеждения, метод положительного примера, метод упражнений (метод приучения).

Так, метод убеждения включает ряд форм гражданско-патриотической направленности: информационные часы, единые дни информирования, тематические классные часы, беседы, семинары, лекции. Для наглядности используют видео-лектории, обзор прессы и основных событий в мире, организуют подписку на периодические издания средств массовой информации, оформляют информационные стенды, освещающие важные события и памятные даты нашей страны, историю возникновения и развития учебного заведения. Популярны тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости.

Метод положительного примера подразумевает проведение краеведческой и поисковой работы, создание музея, экскурсии по историческим и памятным местам родного края, походы по местам боевой славы. Организация встреч, круглые столы, пресс-конференции с ветеранами войны и труда, шефство над ветеранами войны и труда - дают возможность напрямую пообщаться с людьми, являющимися героями нашего времени.

Метод упражнений является наиболее обширным и заключается в проведении следующих форм гражданско-патриотической направленности: трудовые, экологические и благотворительные акции, тематические вечера по изучению национальной символики и геральдики, уроки мужества, «Вахта памяти». Общими усилиями можно оснастить  фойе, холлы,  учебные аудитории государственной символикой Российской Федерации, родного края. Организация волонтерского движения с проведением акций «Милосердие»  или «Спешите делать добро» - наиболее востребованная форма на данном этапе воспитания молодого поколения. Преподаватели физвоспитания  и студенческий актив могут организовать спортивные соревнования, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, провести набор в спортивные секции, сделать традиционными «Дни здоровья», туристические слеты. На разных уровнях (городском, районном) можно поучаствовать в смотрах-конкурсах патриотической песни, художественной самодеятельности, КВН, фестивалях военной песни. Невозможно обойти использование компьютерных технологий (тематические сайты, веб-странички, электронные журналы, участие в интернет-конференциях, интернет-форумах).

Все эти формы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга в реализации задач гражданско-патриотического воспитания молодёжи через систему воспитательных мероприятий.

 

. . . . .