Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Эссе "Учитель - профессия будущего"

Дата публикации: 2024-03-22 16:31:03
Статью разместил(а):
Иванова Елена Александровна

Эссе "Учитель - профессия будущего"

Автор: Иванова Елена Александровна

МБОУ "СОШ № 56", г. Чебоксары

 

Аннотация: В статье рассматривается тема миссии учителя. Автор высказывает свои рассуждения о важности этой трудной и благородной профессии.

 

Мне хотелось бы начать дискуссию с высказывания одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: "Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель". 2023 год, год 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского, Указом Президента России Владимира Путина был объявлен годом педагога и наставника. Целью Года педагога и наставника являлось повышение престижа профессии учителя, популяризация  наследия отечественной педагогики. Поэтому моё искреннее убеждение: учитель – профессия не только прошлого и настоящего, но и профессия будущего. Учитель через собственное обучение, воспитание способствует формированию базовых  ценностей подрастающего поколения.

Поэтому можно сказать, что педагог – ключевая фигура в формировании будущего общества. Современный мир быстро меняется, вырабатываются новые методы обучения и социализации подрастающего поколения. Но главным в миссии учителя - передать молодому поколению полезные знания, нравственные нормы, жизненный опыт, научить ими пользоваться. В жизни каждого из нас был свой первый учитель. Человек, который открыл для нас новый мир, проводил с нами много времени, который значим для нас в той или иной степени. Теперь я стала первым учителем! Первым учителем не первый раз! И каждый раз я  отвечаю на вопрос: в чем моё предназначение как учителя, учителя в современной школе? 

Кто же он школьный Учитель? Это не тот, кто имеет полученную квалификацию, и даже не тот, кто каждый день приходит в школу и даёт уроки… Учитель - в буквальном смысле - «ведущий дитя» (paidagogos). Тот, кто сможет повести за собой велением и щедростью души, добротой сердца, силой таланта. У меня свой путь от педагога по диплому к учителю, по сути, путь непростой. Наверное, не каждому его удаётся осилить, но я стараюсь. Только после первого года работы, пройдя через излишнюю самонадеянность, сделав ошибки, а вслед за этим и неуверенность в своих силах, возможностях, переоценке смыслов в этой профессии, начинаешь сознавать, что «не многие пусть делаются учителями» (библейская мудрость).

Начальная школа замечательная, интересная, увлекательная пора для детишек и их родителей. Но не меньше родителей  переживаю и я: смогу ли оправдать надежды? Сегодня я поняла, что необходимо с уважением и любовью, и в то же время требовательно относиться к каждому ребёнку. Вот они передо мной - такие доверчивые, родные, милые девчонки и мальчишки. И здорово то, что с нами  всегда рядом самые надежные и верные помощники - родители моих учеников. Так и живём под девизом: «Союз трёх сердец - ученик, родитель, учитель». Тесное сотрудничество с родителями залог того, что класс очень быстро становится дружной семьей, где каждый придёт другому на выручку в трудную минуту, будет гордиться успехами товарища, где нет места зависти и жестокости. И может быть, поэтому так быстро пролетают годы, не успеешь оглянуться, а недавние первоклассники говорят тебе уже прощальные слова…

Если честно, лишь к одному событию в увлекательной школьной жизни, наверное, не смогу привыкнуть: очень грустно отпускать в пятый класс  своих учеников. Простилась не с  одним  классом.  Каждый раз думаю, что таких любимых, умных, надёжных, дружных больше никогда не будет. Гложет мысль: «А  вдруг не смогу привыкнуть к новым малышам, вдруг не найдём общего языка». Но проходит время, и я понимаю, что ничего дороже детского смеха, искрящихся глаз нынешних первоклассников в моей жизни нет. Поняла, что я снова нужна. Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту.… 

Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, порой забывая поздороваться; тебя всегда осмотрят и заметят твое настроение и даже причёску, возможно, сделают замечание – мы все живые люди! – и будут стараться, по мере возможности, следовать твоим замечаниям, указаниям, советам. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их чадам научиться учиться, самостоятельно добывать знания, жить в коллективе, дружить и трудиться сообща. Нужна коллегам, которые часто спрашивают совет, просто делятся наболевшим и раскрывают свои секреты «педагогической кухни», с которыми вместе ежедневно выполняем свою работу. Такую непростую, но такую нужную!

Я пытаюсь дотянуться «подняться до чувств ребенка» (Я.Корчак), разглядеть, не пропустить его неповторимость, уникальность. Неверно оценивать ребенка по каким-то шаблонам, трафаретам, выведенным кем-то, применяя к «среднему ученику». Понимаю, что научить ребенка по иному взглянуть на какие-то уже привычные вещи, научить думать в иной плоскости (а порой, чтобы вообще научить думать), не бояться поиска, необходимо постоянно пропускать через себя все, что ты хочешь дать ребенку в этот день, на каждом уроке. И отсюда: постоянный поиск, каждодневная работа и сомнения: сработает ли, удастся ли, получится ли… Ведь главным становится не просто научить ребенка, а научить учиться.

Искусство учителя состоит и в том, чтобы сделать урок для ребенка увлекательным, познавательным. Но это невозможно, если ты не работаешь в диалоге, в контакте, в содружестве со своими детьми. Это сотрудничество позволяет совершать ребенку его первые открытия, рассказать что-то интересное своему учителю. Часто создаваемые таким образом знания становятся новыми и для меня. Я учусь у своих детей и всегда говорю им за это «спасибо»! Но, все же главный труд учителя не только в том, чтобы дать ребенку образование, а в том, чтобы развивать душу, формировать характер, воспитывать Человека.

 Я осознаю ту огромную ответственность, которая лежит на мне, как учителе, за каждое прикосновение к душе ребенка. И что будет записано в их неокрепших душах, доброе или злое, светлое или тёмное, зависит и от меня.

Детям нужно чувствовать свою востребованность, интересность, твое неравнодушие - и если ты даешь это, то связь между твоим маленьким учеником и тобою, учителем, не обрывается. Я не сожалею о выбранном пути. Работа доставляет мне огромное наслаждение, потому что работа учителя - это радость открытий и преодоление трудностей, это постоянная неудовлетворённость достигнутым и поиск решений. Я учу и учусь у своих учеников, которые становятся мне друзьями, я отвечаю на их не всегда лёгкие  вопросы. Нам  вместе интересно. Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия – профессия будущего… Завтра опять рабочий день и мне хочется идти в школу… и вносить свой посильный вклад в развитие и становление современного общества.  

 

Литература:

В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».

 

. . . . .