Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Тимбилдинг или командообразование - способ сохранения благополучного микроклимата в коллективе

Дата публикации: 2024-03-27 17:35:20
Статью разместил(а):
Дмитриева Валентина Олеговна

Тимбилдинг или командообразование – способ сохранения благополучного микроклимата в коллективе

Автор: Дмитриева Валентина Олеговна

 

Что такое тимбилдинг? От английского языка – team – команда, building – строительство, построение команды или командообразование.

Цель командообразования – сплотить новый коллектив или сохранить комфортные условия сложившегося коллектива для того, чтобы он эффективно работал, взаимодействие имело положительный результат, качественнее реализовывались цели и задачи, поставленные руководителем.

Если в коллективе появляется большое количество новых сотрудников, если перед организацией стоит новый проект, который должны организовать люди, не знакомые друг с другом, если для тех или иных причин важно и нужно сплотить коллектив, в этих случаях проводятся тренинги по командообразованию.

У каждого из нас есть свой коллектив, которым мы руководим: для воспитателей – это группа ребят, для руководителя образовательной организации – педагогический коллектив. Каждый год перед старшим воспитателем стоят новые образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи. Их максимально лучший результат зависит не только от профессиональных знаний и умений педагогов, но и от качества их межличностного взаимодействия, хорошо ли они знают возможности друг друга, хорошо ли представляет общую цель.

Самый актуальный период для командообразования – это начало учебного года. Так же, как и в младших группах с впервые пришедшими в сад детьми проводят адаптационные занятия воспитатели, перед руководителем стоит задача познакомить коллектив с новыми сотрудниками, ознакомиться с их профессиональным уровнем и личными качествами, сдружить новых участников образовательного процесса.

Цель у тимбилдинга многозадачная - выявление ресурсов, распределение задач по этим ресурсам и движение к одной цели.

Следующие упражнения помогают сплотить коллектив для тех или иных целей.

1 упражнение «Знакомство».

Необходимо разбиться на пары с теми коллегами, с которыми вы менее всего знакомы и рассказать друг другу о себе. 2-3 минуты.

Задание: вы должны объединиться с другой парой и рассказать о человеке, с которым познакомились.

Анализ.

· Скажите, о ком было легче говорить: о себе или о другом?

· Если бы вы сразу знали, что задание будет рассказать о другом, вы бы лучше запоминали?

Выводы:

· Как бы вы себя не презентовали, о вас все равно будет субъективная картина – о вас запоминают только то, что важно другому.

· Как сделать так, чтобы картина о вас была положительная и с вами было удобно работать? Проявлять уважение к себе – подходить к выполнению своих трудовых обязанностей с ответственностью, выполнять то, что надо и не заступать на чужую территорию – проявлять уважение к другому.

· Как руководитель необходимо определять правильную цель, корректно ставить задачи, организовывать коллектив, направлять и регулировать деятельность и контролировать её – брать ответственность на себя.

А теперь о том, как работать с коллективом.

Упражнение № 2 «Мы разные, но так похожи».

Мы все очень разные. У всех свои хобби, увлечения, своя история жизни, свои ценности, свои установки, авторитеты, смыслы. Но все-таки между нами есть сходства (которые нас и объединят), и мы сейчас в этом убедимся.

В этом упражнении будут участвовать все, но для начала нужен доброволец. Доброволец выходит в центр и продолжает фразу «Я люблю, увлекаюсь …» или «У меня такие-то ценности и жизненные позиции …». Тот, кто разделяет с ним увлечения, ценности подходит к нему и берет его за руку. Теперь он продолжает фразу. Таким образом к концу упражнения в одну группу объединяются все участники.

Анализ.

· Каких увлечений больше? Почему?

· К каким ценностям не подошли? Почему?

Выводы.

· Не смотря на то, что мы разные, в нас очень много общего. И для того, чтобы сплотить коллектив нужно выявить это общее и предложить его им. Что это может быть в детском коллективе? Совместная игра.

Упражнение № 3 «Рисование города».

Предлагается поиграть, поучаствовать в общем деле и создать свой город.

Коллектив делится на две подгруппы по 10-11 человек, занимают удобные места вокруг листа бумаги (это может быть рулон обоев, расстеленный вдоль нескольких столов). Каждой подгруппе необходимо нарисовать свой город. Каким будет ваш город, вы решаете сами внутри своей команды. В конце вы этот город представите.

Анализ:

1. Получилось ли у вас нарисовать город и представить город?

2. Как строилась совместная работа: легко, тяжело, удовлетворительно? Почему?

3. Появился ли в вашей подгруппе лидер? Был ли он один или несколько? Получилось ли у них предложить конструктивные идеи, которые были приняты и реализованы? Что это были за идеи?

4. Что у вас получилось лучше всего?

5. Что не получилось? Почему? Как вышли из положения?

6. Понравилось ли вам создавать свой город? Что понравилось особенно? Что не понравилось?

7. Чувствовали ли вы, как вас объединяла общая цель?

Выводы: Перед совместной деятельностью важно: поставить цель и задачи, распределить ключевые позиции (выявить лидеров, определить способности), предвидеть риски и максимально их предупредить, не расстраиваться, если не всё получилось.

Дополнительно. Упражнение № 4 «Пазлы».

Продолжаем играть. Двум командам раздается пазл – каждому участнику по две части от общей картины. Задача – собрать пазл, как можно быстрее. Цель: определить своё место в команде, почувствовать свою конкретную роль в общем деле.

Анализ: Получилось ли собрать пазл быстро? Почему?

Выводы те же, что и выше.

Дополнительно. Упражнение «Веревочка».

Команда встает в шеренгу и держит перед собой веревку/жгут. Задача: завязать узелок строго по середине. Цель – научиться договариваться.

Анализ: Получилось завязать строго по середине или нет? Почему?

Выводы: Нужно уметь договариваться.

Упражнение «Спасибо, с тобой хорошо работать».

В конце любой совместной деятельности хорошо подвести итог и отблагодарить каждого участника. Даже, если, кажется, что человека сыграл не очень важную роль и сыграл ее не так, как вы ожидали, все равно надо благодарить за участие. Сейчас вы будете хаотично передвигаться по пространству, и благодарить каждого участника словами «Спасибо, с тобой было хорошо работать!» Важно, в момент произнесения слов благодарности о человеке думать искренне хорошо.

Анализ и вывод: Кому было легко благодарить, те участники более ресурсные.

 

. . . . .