Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через творческую самореализацию

Дата публикации: 2021-10-23 18:22:53
Статью разместил(а):
Усанова Елизавета Анатольевна

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через творческую самореализацию учащихся

Автор: Усанова Елизавета Анатольевна

МБОУ «Многопрофильная лингвистическая гимназия № 33», г. Мытищи

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные приемы и методы развития коммуникативных навыков учащихся, применять которые возможно на уроках английского языка в средней и старшей школе.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, арт-технологии, метод проектов, ролевые игры, творческая самореализация.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В настоящее время проблема творческого развития личности стоит как никогда остро. Возникает логичный вопрос: почему именно сейчас этому аспекту уделяется так много внимания? Ответ довольно прост: в век активного внедрения зарубежных технологий во все сферы деятельности и реализации программы цифровой экономики требуются специалисты, способные генерировать идеи и проявлять креативность. Развитие творческих способностей обогащает практический и эмоциональный опыт, формируются ментальные установки и интеллектуальный потенциал, воспитываются эстетические и умственные способности личности.

Неудивительно, что все культурные ценности, созданные за многовековую историю, являются результатом творческой деятельности общества. И то, как далеко человечество продвинется в будущем, определяется творческим потенциалом подрастающего поколения. Иностранный язык, являясь обязательным предметом в школах, является идеальной платформой для реализации процесса развития творческих способностей учащихся.  Что касается развития творческих способностей у учеников, то оно может происходить только в творческой деятельности. Процесс обучения иностранному языку идеально подходит для реализации целей всестороннего развития личности учащегося. Именно в процессе обучения иностранному языку методисты рекомендуют использовать один из наиболее эффективных методов в современном образовании – метод проектов [1, с.82-85].

Тем не менее, основной целью преподавания английского языка как первого иностранного в российских школах на начальном этапе является заложение основ коммуникативной компетенции, необходимых и достаточных для их дальнейшего развития и совершенствования в процессе изучения данного предмета [2, с.95]. Успешное формирование речевой компетенции требует подбора педагогических технологий, дающих желаемый эффект. Опыт показывает, что внедрение арт-технологий на уроке иностранного языка может помочь учащимся достаточно быстро развить коммуникативные навыки.

Возможности использования элементов искусства на уроках иностранного языка обладают большим педагогическим потенциалом. Искусство участвует в формировании внутреннего мира, способствует гармонизации личности, а также может благотворно влиять на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у молодежи. В России дети изучают английский язык в искусственно созданных условиях, поэтому использование, например, принципа наглядности в классе является важным элементом. Включение наглядных материалов в уроки может стать поддержкой для разыгрывания сцен, диалогов и монологов. Постановка сказок - эффективный метод развития воображения и улучшения коммуникативных навыков учащихся [4, с.165-167]. Существует несколько видов деятельности, связанных с постановкой сказок при обучении английскому языку: ролевые игры, импровизация и разыгрывание сцен по сценариям самих учеников.

Многие исследователи считают, что использование стихотворений может оказать положительное влияние на развитие речевых навыков. Д.В. Цыкалов отмечает, что поэзия способствует активизации речевого общения, при этом также происходит эстетическое развитие учащихся [3, с.172-187]. Следует отметить, что лирические произведения небольшого размера удобны для работы в классе. Наиболее распространенными упражнениями в работе со стихами являются анализ и интерпретация с последующим пересказом, а также выражение своего мнения.

Научные, художественные, документальные или любые другие фильмы - это яркое явление, способ заинтересовать учеников, повысить уровень знаний в области изучаемого языка. Главная задача преподавателя - правильно выбрать фильм на изучаемом языке, с помощью которого развитие речевых навыков будет наиболее эффективным. Важно учитывать психологические особенности возрастной группы, интересы и предпочтения учащихся. Проведение анкетирования может помочь в этом. Вы также можете поговорить о том, какие фильмы (жанры) интересны учащимся и почему. Представленная работа будет способствовать повышению интереса к предмету, развитию личности учащихся, достижению целей и решению учебных задач.

Прежде чем приступить к работе с самим фильмом, преподавателю необходимо тщательно изучить и проанализировать имеющийся аутентичный материал, выбрать фильм или фрагмент фильма, которые будут наиболее эффективны в раскрытии выбранной темы, позволят учащимся более продуктивно развивать свои речевые навыки. На основе выбранного видео преподаватель самостоятельно разрабатывает систему упражнений, которые будут направлены на развитие речевых навыков учащихся, в соответствии со всеми правилами и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом особенностей и возраста учащихся, с которыми предстоит проводить данный вид работы. Учитель также определяет слова, которые будут включены в активный словарный запас учащихся. Желательно отработать этот словарный запас в предварительном упражнении.

Ученики, выполняющие представленные упражнения, где средствами обучения являются арт-технологии, со временем перестанут бояться публичных выступлений, будут совершать меньше грамматических, фонетических и лексических ошибок. Эта работа поможет им преодолеть языковой барьер при общении на английском языке, расставить правильные фразовые акценты и точно обозначить интонационные контуры и полностью раскрыть свои мысли. Выполнение представленных упражнений поможет студентам более успешно решать коммуникативные задачи.

Опираясь на различные виды арт-технологий, изучение иностранного языка может стать интересным, продуктивным и активным способом повышения уровня знанийучащихся. Приведенные примеры использования комплекса арт-технологий на уроках английского языка с развитием навыков устной речи помогут учителю разработать индивидуальную эффективную систему упражнений для каждого класса.

 

Список литературы:

1. Киктева Е.И. Психолого-методические принципы проектной методики обучения / Е.И. Киктева, Е.С. Кузнецова // Актуальные проблемы гуманитарных, социально-политических наук: межвузовский сборник научных трудов; под общей редакцией В.Н. Плаксина. – Воронеж, 2003. – С. 82–85.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностанным языкам: продвинутый курс. М., 2010.  – С. 95.

3. Цыкалов Д.В. Возможности использования лирического текста на уроке иностранного языка // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. СПб., 2005. – С. 172-187.

4. Maley A., Duff A. Drama Techniques. A resource book of communication activities for language teachers. Cambridge University Press, 2005. C. 165-167.

 

. . . . .