Книжки-малышки в совместной деятельности родителей с детьми в рамках проекта "ДАИ"
Книжки-малышки в совместной деятельности родителей с детьми в рамках проекта "Детская Академия изобретательства"
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
МБДОУ "Детский сад № 45"
Проекту «Детская академия изобретательства» уже более 3 лет, он учит педагогов и детей изобретательству. Дети совместно с педагогам и родителями творят и изобретают новые идеи и объекты. Наша команда педагогов прошла путь от ученика до наставника в проекте «Детская академия изобретательства». Мы активно участвовали в мастер-классах и фестивалях детской академии изобретательства, а также активно проводили творческие мероприятия не только на уровне ДОУ, но и города Екатеринбурга.
Уже четвертый год на базе дошкольного образовательного учреждения проводим традиционное мероприятие - открытие «Детской академии изобретательства» в форме большой творческой игры. В связи с пандемией, в последний год мы вынуждены данное мероприятие проводить в соответствии с санитарно-эпидемическими нормами и в рамках одной группы. Творческая игра проходит в активно-познавательной форме, где ребята совместно с родителями (законными представителями) следуют по «островам», выполняя задания ведущего (героя). Данное взаимодействие родителя-ребенка-педагога показывает высокую результативность в креативности продуктов деятельности на мероприятиях.
В рамках работы в данном проекте мною были разработаны и реализованы несколько творческих проектов, в которую были вовлечены все участники образовательных отношений. Одним из ярких и успешных проектов был «Книжки-малышки». Данный проект может проходить в связи с любой темой и пересекаться с другими проектами, разного характера и направленности. Как и технической, так и творческой.
Цель проекта - формирование интереса у детей к изготовлению детской книги через творческую и познавательную деятельность, осуществляемую совместно с родителями.
Создание своих уникальных «сказок», «стихов», «загадок» с иллюстрациями для ребенка является, эмоционально ярким выражением своего восприятия полученной информации по теме. Создание таких сказок, стихов, загадок не простой путь, который мы с ребятами начинали с «утреннего круга» и «сказки в кругу друзей», где мы учились и практиковались сочинять загадки, стихи, сказки. Разбирали признаки предметов, фигурирующих в создании творческого продукта. Учились придумывать героев и сюжеты, по которым были созданы настоящие загадки, стихи, сказки и реализованы в книжки-малышки. Данная деятельность помогла нам с младшего дошкольного возраста активно пополнять словарный запас, учиться рассуждать, придумывать, фантазировать. Что показало значительный рост показателей, не только творческих способностей, но и устной речи детей. Что на данный момент очень актуально и требует особого внимания педагогов при работе с детьми дошкольного возраста. Книжки-малышки имеют творческих характер выполнения, активизируя совместную деятельность ребенка и взрослого (родители (законные представители), педагоги). Данный вид творческой деятельности носит дифференцированный характер исполнения:
Например:
- младшая группа: книжки-малышки изготавливаются с помощью раскрасок и наклеек, фото по теме; дети рассматривают книжки-малышки совместно на занятии и анализируют по картинкам с помощью наводящих вопросов педагога [рис.1];
Рисунок 1.
- средняя группа: книжки-малышки изготавливаются из самостоятельных рисунков, декорируя наклейками и элементами разнообразного декора; дети рассматривают книжки-малышки совместно на занятии, задают друг другу вопросы, возникающие по книжкам-малышкам, организуется выставка доступная всем группам детского сада;
- старшая группа: книжки-малышки изготавливаются из выдержанной информации по теме с иллюстрациями разнообразными способами. А также представление своей книжки-малышки ребятам своей группы, по наводящим вопросам воспитателя и опорным картинкам в книжке-малышке;
- подготовительная к школе группа: книжки малышки изготавливаются из творческих сочинений ребенка сказок, загадок, стихотворений на заданную тему в творческом оформлении, более удобном для ребенка. А также представление своей книжки-малышки ребятам своей группы [рисунок 2].
Рисунок 2.
Одна книжка-малышка, в исполнении воспитанницы моей группы и ее мамы, легла в основу конкурсной работы на Городской конкурс – праздник «Путешествие по русским народным сказкам» -2020, в котором наша команда заняла 6 место. Книжка-малышка «Как мышонок свою смелость искал» легла в основу театральной постановки в исполнении детей старшей группы. Данный опыт был очень полезен и детям, и педагогам [Рисунок 3,4]
Сказка «Как мышонок свою смелость искал».
Маленький серый мышонок очень всего боялся. Вокруг летали мохнатые шмели и бегали саблезубые кошки. Он целыми днями прятался в высокой траве. Не гулял, не играл с другими мышатами. Мир казался ему очень опасным. «У меня совсем нет смелости, - грустно вздыхал мышонок, - потому что я еще маленький». И вот однажды мышонок устал скрываться в траве: «Я должен найти свою смелость! Вдруг она где-то прячется?».
Рисунок 3.
Сказано - сделано! Ранним утром побежал мышонок смелость свою искать. Увидел на пути высокий забор, выкопал под ним ямку и случайно забрался в чужой огород. Затем приметил небольшой курятник и поспешил посмотреть, что же там.
- Дверь открыта, – размышлял малыш перед входом. - Может быть, за ней прячется моя смелость?
Мышонок заглянул внутрь и увидел курочку, которая высиживала яйца.
- Куд-куда пошел? – возмутилась пернатая. - Мышам сюда нельзя, тут живут мои детки! Уходи по-куд-куда цел!
Рисунок 4.
Курочка спрыгнула с насеста и угрожающе замахала крыльями, прогоняя незваного гостя. Мышонок испугался большой птицы и бросился наутек. Он бежал и бежал, пока не нашел укрытие в небольшой канавке.
- Какая курочка большая и страшная! – еле дыша, бормотал мышонок. - С острым клювом! Наверное, она ничего не боится!
Но вдруг мышонок увидел, как к курятнику крадется дворовая кошка. Она принюхивалась, хитро озираясь по сторонам.
- Похоже, что здесь живет большая и упитанная курочка, - мурлыкала усатая, - надо зайти проверить.
Кошка изящно запрыгнула в открытую дверь. Бедная курочка, заметив опасного зверя, испугалась и с криками выбежала на улицу.
- Караул! Караул! Куд-куда бежать! Куд-куда деваться! - курочка бегала по двору, кудахтая и размахивая крыльями. - Караул! Караул! На помощь! На помощь!
Маленький мышонок наблюдал из канавки и удивлялся:
- Курочка испугалась кошки. Значит, не в курятнике прячется моя смелость. А вот кошка точно ничего не боится. У нее такие острые когти и длинные клыки!
С длинной метлой в руках из дома выскочил дед и стал прогонять наглую кошку:
- А ну брысь, окаянная! Я тебе покажу как нашу Глашку пугать. Брысь! Ох, я тебе сейчас! – дед размахивал метлой с такой силой, что из нее прутья летели во все стороны. Кошка от страха выгнула спину, зашипела и бросилась наутек.
Старик дождался, когда довольная Глашка усядется обратно на насест, и поковылял к дому. Но тут выбежала его баба и стала ругаться на деда:
- Ты чего расшумелся, старый? Вон и Глашку напугал, носилась по двору, как ошпаренная!
- Да кошка опять прибегала, будь она не ладна… - устало выдохнул дед, но тут же вспомнил про сломанную метлу. Испугался, что бабка из-за нее расстроится, да незаметно отбросил в сторонку. Вот только он попал прямо в канавку, где прятался мышонок. Малыш запищал от неожиданности и кинулся бежать через весь огород. Баба увидела мышонка да как закричит:
- Мышь! Мышь!!! Ой, боюсь, ой, боюсь!
Мышонок, не помня себя, бросился наутек. Через выкопанную им ямку выбежал из огорода, укрылся в высокой траве, слегка отдышался и подумал: «Надо же как получается. Я испугался курочки. Курочка кошки. Кошка деда. Дед бабу. А баба… меня? Похоже, что все кого-то боятся: и большие люди, и маленькие мышата. Дело вовсе не в размере. Какой чудесный день! Оказывается, бояться – это нормально! Главное, суметь преодолеть свой страх».
И тогда мышонок понял, что нашел свою смелость. Она всегда была при нем. Ведь он смог преодолеть свой страх и отправиться в увлекательное путешествие.