Образовательная технология "Пространство детской реализации" как инструмент развития личности ребенка
Образовательная технология "Пространство детской реализации" как инструмент развития личности ребенка
Автор: Ерофеева Татьяна Александровна
МДОУ № 107 "Лукоморье", г. Вологда
Аннотация: В статье раскрываются вопросы использования технологии пространство детской реализации в образовательном процессе. Выделены основные задачи и направления работы по созданию пространства детской реализации. Приведены примеры.
Ключевые слова: пространство детской реализации, голос ребенка, проектная деятельность.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
«Ребенок-дошкольник – это наше будущее. Мы должны смотреть на ребенка не как на неумелого, малообразованного и малознающего. Надо смотреть на него как на носителя нашего будущего. Его возможности безграничны. А раз так, мы должны с ним общаться по-другому - говорит Николай Веракса.
В инновационной программе «От рождения до школы» Н.Е. Веракса представляет новую образовательную технологию – создание пространства детской реализации. Пространство, в котором взрослые стараются вникнуть в замысел ребенка, учатся трактовать смыслы, которыми ребенок наделяет происходящее, а не диктовать ему свои.
Современный тренд заключается в том, что следует услышать голос ребенка, понять и постараться сделать такую среду для него, чтобы ему было интересно себя реализовывать в том окружении, в котором он оказывается в детском саду. Смысл понятия «голос ребенка» заключается в том, что взрослый должен создавать условия для детских высказываний по разным вопросам, т.е. создавать возможности для проявления индивидуальности. Таким образом, реализация данной технологии является одним из актуальных направлений в дошкольном.
Внедрение данной технологи в образовательное пространство ДОУ предполагает следующую структуру образовательного процесса.
А это значит, что мы создаем условия для пребывания ребенка в двух пространствах: зона ближайшего развития и пространство детской реализации. Одна из которых (ЗБР) позволяет детям осваивать культуру прошлого, другая (ПДР) позволяет участвовать в построении культуры будущего. В зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы.
Создавая в своей группе пространство детской реализации мы ставим перед собой следующие задачи:
- Помогать ребенку осваивать культурные образы. Это так называемая зона ближайшего развития. Выступая в роли носителя идеальной формы через разнообразные виды деятельности, раскрываем ребенку правила взаимодействия с культурными образцами. Что позволяет детям в процессе взаимодействия и подражания опыту педагога осваивать культурные образцы, совершенствуя свою первичную форму.
- Вслушиваться в голос ребенка. Это внимательное и уважительное отношение к эмоциональному состоянию каждого ребенка. Совместное проживание как огорчений, так и радостных событий.
- Мне грустно, папа уехал в командировку - рассказывает о своих переживаниях Сережа.
- Попробуй сделать календарь, в котором ты будешь отмечать дни до приезда папы. У тебя обязательно получится!
Глаза ребенка загорелись. Забыв о грусти, он воодушевленно делает календарь. Создав, новый значимый для себя продукт, каждый день радуется, что дней до приезда папы становится все меньше.
Это право каждого ребенка на личное пространство.
В группе созданы центры активности, в которых ребенок может реализовать свои потребности. Игровые зоны располагаются так, чтобы дети, занимающиеся разными делами, могли не мешать друг другу. У каждого есть своя тайная коробочка, где ребенок хранит значимые для него предметы.
- Важным считаем поддерживать право ребенка на выбор, на собственное мнение, решение. Так, в зоне ближайшего развития ребята узнали об устройстве фотоаппарата, научились фотографировать, усвоили правила пользования фотоаппаратом. Пространство детской реализации позволило каждому самостоятельно выбрать объект, для съемки. Например, дерево которое он хотел бы поместить в создаваемый в группе альбом «Деревья в нашем детском саду».
Одним из интересных моментов, становится проведение утреннего круга. Где дети обмениваются мнениями впечатлениями, ищут выход из разных ситуаций, предлагают свои идеи, строят планы. Обсуждаем в какую игру поиграем сегодня на прогулке. Звучит несколько вариантов. На какой же игре остановится?
- «Можно выбрать считалкой» - предлагает Рома.
- «Сегодня очень скользко, лучше выбрать другую игру» - говорит Лена.
- «А давайте. как взрослые проголосуем» - вдруг произносит Степа.
И все почувствовав свою важность и самостоятельность соглашаются с его предложением.
Введение понятия «пространство детской реализации» требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. А это требует решения следующей задачи:
Создать условия для реализации детского замысла и демонстрации его значимости.
Во всех видах деятельности, на всех этапах создаются условия для поддержки инициативы ребенка. Дети великие придумщики. В их голове зреет множество идей и замыслов. Понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности, считаем одним необходимых условий создания пространства детской реализации.
Выполняем с детьми пальчиковую гимнастику «Мы печем пшеничные пироги отличные». Все ребята хорошо запомнили текст и движения, с удовольствием делают. Вдруг! Вика говорит, что пироги – то отличные и можно делать так и показывает соответствующий жест. Вместе с детьми обсуждаем предложение Вики и приходим к выводу, что данный жест имеет место в данной гимнастике. Звучат аплодисменты автору. Виктория в следующий раз самостоятельно проводит пальчиковую гимнастику.
На данном примере хорошо просматриваются все компоненты пространства детской реализации:
- Заметить проявление детской инициативы;
- Помочь ребенку осознать и сформулировать свою идею;
- Способствовать реализации замысла или проекта;
- Создать условия для представления (предъявления, презентации) ребенком своих достижений социальному окружению,
- Способствовать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный результат;
- Помочь ребенку осознать пользу и значимость своего труда для окружающих.
Говоря о создании пространства детской реализации, необходимо раскрыть его основные элементы: предметно-пространственная среда и проектная деятельность.
Создавая в группе предметно-пространственной среду, стремимся создать условия для развертывания максимальной активности детей, которые пришли с разным настроением и разными интересами. Среда группы - это некоторая система возможностей, которая задается через материальные объекты и допускает различные способы своего употребления, задаваемые не только культурой, но и самим ребенком. Другими словами, дети на свое усмотрение используют и употребляют предлагаемые объекты. Отчасти поиск таких нестандартных свойств характеризует феномен креативности.
А это и есть проявление детской инициативы и самостоятельности. В пространстве возможностей ребенок является инициатором. Здесь создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы.
Один и тот же конструктор в руках каждого ребенка приобретает новую форму. Вчера это был придуманный Вовой планшет, а сегодня Матвей сделал из него парковку. А вот Влад использовал его в соответствии с замыслом изготовителей. Но ему тоже удалось создать свой продукт – новая машина! Ребята долго рассматривали её, замечая детали: и мигалка есть, и фары, и колеса. Решено, зарисуем схему, пусть другие ребята тоже сделают такую же.
Именно поэтому пространство детской реализации не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок.
В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные, коммуникативные, регуляторные способности дошкольника, социальные навыки и др. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замысел ребенка, выполненные самостоятельно или с помощью взрослого. В образовательном процессе нашей группы мы используем три вида проектов: исследовательский, творческий и нормативный.
Исследовательский проект предполагает получение ребенком ответа на вопрос, волнующий его по той или иной теме.
В ходе реализации проекта «Путешествие в молочную страну» детей группы заинтересовал вопрос – Что можно приготовить из молочных продуктов? Ответ на него они искали на домашней кухне. Молочный шейк и творожную запеканку, салат «Здоровье» и сырники, йогурт и даже молочные конфеты приготовили ребята вместе с мамами. Запечатлев, свой ответ в фотоотчете, рассказали о нем своим друзьям в ходе презентации страниц книги «Готовим из молочных продуктов».
Исследовательские проекты обогащают знания детей. Они учатся добывать знания привлекая все доступные средства. Презентация результатов проекта способствуют развитию коммуникативных навыков у детей, помогают самоутвердиться в группе сверстников.
В ходе творческого проекта создается новый творческий продукт.
Реализация проекта «Дед Мороз - волшебник Земли Вологодской» поставила перед детьми задачу выбора подарка Деду Морозу ко Дню рождения. Каждый ребенок предлагал свою идею подарка.
В ходе долгих обсуждений выбор остановили на памятном альбоме, который сделаем своими руками. Все ребята очень старались сделать свою страничку альбома красиво и аккуратно. К дню рождения Деда Мороза яркий и красочный альбом был готов. Он и стал творческий продуктом проекта «Дед Мороз - волшебник Земли Вологодской». Благодарность Деда Мороза за подарок, показала детям значимость их усилий для окружающих, способствовала поднятию их социального статуса.
Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе. В качестве ситуаций, в которых норма необходима выступают типичные ситуации конфликтного взаимодействия.
В раздевалке нашей группы во время раздевания после прогулки складывалась, такая ситуация. Быстро раздевшиеся дети расталкивали остальных детей, чтобы пройти в группу. Было инициировано обсуждение поведения в данной ситуации. Сначала детям было предложено нарисовать, какими могут быть последствия данной ситуации. При коллективном рассматривании рисунков пытались дать возможность детям выразить свое отношение к ситуации. Следующим этапом было обсуждение, как избежать данной ситуации.
- Надо вставать в очередь,
- Просто потихоньку раздеваться.
- Пусть просят, чтобы их пропустили.
- Пусть быстрее раздеваются.
- Надо ждать.
- Нужно говорить вежливые слова.
Результатом обсуждения стало правило. «Если хочешь пройти в группу, а проход занят, то вежливо попроси - «Пропустите, пожалуйста» или «Разрешите пройти». В ходе проекта дети получили опыт организации собственного поведения. Конфликтная ситуация была разрешена.
Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основана на разрешении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.
Таким образом, создавая пространство детской реализации мы стараемся обеспечивать возможность каждому ребенку реализовать себя в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Важно отметить, что наша роль заключается не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду, сколько в том, чтобы обеспечить процесс реализации ребенком собственных замыслов, переживаний и собственного голоса. Дело не в том, что голос должен быть просто услышан, а в том, чтобы замысел ребенка был понят педагогом и направлен на развертывание инициативы и творчества ребенка. Заметить, поддержать, где-то может вдохновить, оценить, помочь презентовать окружающим – важные составляющие развития личности ребенка.
Литература:
1. Веракса А.Н. Веракса Н.Е. Пространство детской реализации. Организация проектной деятельности. М.: Мозаика-Синтез, 2020.
2. Современный детский сад. Каким он должен быть / под редакцией О. Шиян, М.: Мозаика-Синтез, 2018.