Приём "ошибкоопасное место" для формирования грамотного письма
Приём "ошибкоопасное место" для формирования грамотного письма
Автор: Казанская Елена Евгеньевна
МБОУ "Алексеевская СОШ", с. Алексеевка, Белгородская область
Понятие «функциональная грамотность» появилось согласно требованиям стандарта образования наряду с общепринятым понятием «грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности читать, понимать, рассуждать, необходимо сформировать «функциональную грамотность» для адаптации в обществе, для дальнейшего профессионального роста.
Возникает потребность в изменении педагогической деятельности, т.е. направлять её не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, используя современные технологии и инструменты, в том числе информационные, цифровые, формирующие продуктивную деятельность и эффективное мышление.
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность ученика - это результат образования. Ребёнок должен обладать готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, стремиться к дальнейшему образованию.
Каковы критерии функциональной грамотности личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?
1. Стремление взаимодействовать с окружающим миром.
2. Самостоятельно решать жизненные задачи.
3. Умение строить отношение в классном коллективе.
4. Использование навыков рефлексии, умени оценивать свою работу.
Ученик, у которого сформированынавыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.
Формирование грамотного письма – одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая програмная установка при формировании функционально грамотной личности.
Данные приёмы целесообразно применять в практической работе на уроках русского языка для активизации мыслительной деятельности.
Приём «Ошибкоопасное место» используется для формирования грамотного письма.
1. Нахождение «зеркальных» и «незеркальных» слов.
Учащиеся разделены на группы. Им даётся задание, распределить слова на «зеркальные» и «незеркальные», т.е. одна команда находит «зеркальные» слова в которых невозможно допустить ошибку, например «сад», а другая – «незеркальные» слова, в которых есть опасные места и возможны ошибки в написании, например «яблоко» и поднимают флажок.
В русском языке много «незеркальных» слов, в которых могут «вырасти» ошибки. И от них не всегда спасает знание правил. Для того чтобы ошибки не росли как грибы, нужно уметь находить «ошибкоопасные» места. На письме все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зелёным цветом. Так ребёнок учится видеть орфограмму.
2. Нахождение и исправление ошибок в тексте «Лови ошибку».
Данное задание можно применять для создания проблемной ситуации. Это задание приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся, развивает аналитические способности, воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Дети получают карточки с текстом, в котором допущено определённое количество ошибок на изученные правила, например: «правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».
3. Создание ассоциаций.
Для формирования грамотного письма необходима работа над словарными словами. Она ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами. Суть этого способа работы в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманный ими образ, дети ошибок в таких словах не допускают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа.
В своей работе, изучая словарные слова, использую звуковые ассоциации. Необходимо удачно подобрать созвучную ассоциацию к запоминаемому слову, например « у Маши машина; Костя в костюме» Можно так же сопроводить ярким рисунком, чтобы закрепить образ.
4. Рифмовка.
Прочному и быстрому запоминанию материала способствует творческая работа. Например, слова можно рифмовать, сочинять с ними стихи. При орфографическом чтении результат приходит не сразу, так как не сразу речевой аппарат приобретает навыки нужных движений. Некоторые слова нужно произносить многократно, но это заложит прочный фундамент для правописания.
Например: Ворона, сорока, петух, воробей,
Корова, собака, медведь, соловей,
Дежурный, тетрадь, карандаш, ученик,
Язык, телефон, телевизор, дневник …
Для работы берётся по 2 строчки, на каждом уроке прибовляется ещё по 2 строки.
1) Учитель орфографически читает рифмовку, дети хлопают в ладоши если слышат незнакомое слово. Материал по объяснению незнакомых слов готовится заранеее.
2) Дети проговаривают слова орфографически и ребром ладони отстукивают слоги, затем стучат кулачком о ладонь и ставят таким образом ударение в слове.
3) Работа с картинками на экране. Дети проговаривают слова, глядя на картинку.
4) Слайд с картинками показывается несколоко секунд, затем закрывается и дети на память орфографически проговаривают данные слова.
5) Без картинок и рифмовок-учитель называет два слова из строчки, а дети проговаривают следующие два.
6) Выполнение заданий со словами из каждой строчки, например, составить предложение из данных слов и записать его.
7) Работа с напечатанными данными словами с пропусками букв.
8) Словарные диктанты.
Результат такой работы мы видим при проведении проверочных работ по русскому языку. Даже слабые ученики пишут словарные слова без ошибок.
5. «Проблемная ситуация».
Проблемная ситуация на уроке – это специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к изучаемой теме.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих анализа и актуализации знаний. Данный приём побуждает ребёнка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке знакомство с понятием «омофоны» (дети об этом не знают). Даётся задание: Вставить пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу…, пиро…, ко…, горо…, пру…, клю…, пру…, овра…, коро…, ко…, арбу…, лу…, обо…
Проблема: некоторые слова записаны дважды. Почему? Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».
Рассмотренные способы работы со словами, имеющими «ошибкоопасные места», меняют отношение учеников к предмету, способствуют формированию их учебного и социального опыта. При формировании функциональной грамотности учащихся необходомо помнить:
1. Главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.
2. Чтобы воспитать активность, не нужно жалеть ни времени, ни усилий.
3. Необходимо учить детей учиться.
4. Чтобы научить мыслить, чаще использовать вопрос «почему?».
5. Помнить, что необходимо не только пересказывать, но и применять знания на практике.
6. Приучать учащихся думать и действовать самостоятельно.