Современный урок литературы: миссия выполнима
Современный урок литературы: миссия выполнима
Автор: Озноян Алла Владимировна Частная Международная Русская школа имени Пушкина в Стамбуле, Турция |
Аннотация: В этой статье автор пишет об эффективных методических приемах при изучении биографии писателей, размышляет о важности изучения творческих биографий.
Ключевые слова: урок литературы, эффективное обучение.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Название данной статьи, претендующее на громкое заявление, прежде всего нацеливает на методический разговор о том, как сделать школьный урок литературы информативным, интересным, познавательным, неординарным, ценностно и личностно ориентированным. Вспоминаются слова одного из моих вузовских преподавателей: «Сначала определитесь, что вы будете преподавать». Тогда мне ответ казался очевидным: «Литературу». Сейчас же я понимаю, что имелось в виду. Чем именно будет урок литературы: уроком человековедения, знакомством с историко- литературным процессом, а может, урок будет нацелен на изучение литературы как вида искусства?
Бесспорно, современный урок литературы, как пазл, должен составить для ученика картину МИРА литературы, внутреннего МИРА человека и картину МИРА в целом. Задача не из простых, особенно если учитывать сложность понимания классических текстов современными детьми. Поэтому само чтение литературных произведений как фундаментальный навык становится, по меткому определению замечательного учителя-словесника и детского писателя Оксаны Вениаминовны Смирновой, «наукой понимать». Книга, к который мы обращаемся на уроке, всегда включена в несколько контекстов, первый из которых- контекст авторской биографии.
Поделюсь некоторыми формами работы с «текстом жизни» писателя.
Рисунок 1. Биографическое пушкинское домино.
Каждая карточка имеет две части: констатирующую определенный этап жизни и творчества, а также иллюстрирующую, наполненную фактами, цитатами, портретами, картинками-ассоциациями. Цель – совместить соответствующие части, чтобы они коррелировали друг с другом. Несмотря на то, что карточки составлены по материалам учебника, ученикам необходимо не просто вспомнить и воспроизвести информацию биографической статьи, а сначала «разгадать» ее, включив свое логическое и образное мышление (на рисунке 1 составлена цепочка из трех карточек, всего в комплекте их девять). Например, невозможно представить детство Пушкина без библиотеки отца (на карточке изображена стопка книг), семейных преданий и рассказов бабушки Марии Алексеевны об истории рода (на карточке представлены портреты М.А.Ганнибал и А.Р. Яковлевой) или без няни Арины Родионовны, о которой у поэта Н. Доризо есть вдохновенные строки: «Его сама Россия нянчила / Руками крепостной Арины». Разговор о знаковых для Пушкина людях или событиях детства подводит к мысли, что биография писателя – это личность автора в широком смысле и ее становление. А если прочитать на карточке слова, относящиеся к Царскосельскому Императорскому лицею: «19 октября», «И встретил нас Куницын», «Он создал нас, он воспитал наш пламень», «Державин», «Друзья мои, прекрасен наш союз», «Чугунники», - становится очевидным, какой многосторонний и глубокий рассказ об этом этапе биографии поэта может получиться.
Среди эффективных методов изучения биографии писателя можно выделить проектную деятельность, которая всегда носит исследовательский характер и нацелена на создание «продукта», в нашем случае выставки «Путешествие по Азбуке с Пушкиным».
С Пушкиным от А до Я.
Данный проект был рассчитан на 2 года и вызвал огромный интерес у школьной аудитории: и ученической, и учительской. Каждая буква алфавита подарила авторам проекта пушкинские ассоциации, а самые интересные получили фактическое обоснование и яркое оформление. Так родилась выставка, по материалам которой старшеклассники организовали экскурсию для учеников начальной школы и викторину, которая и выявила лучших пушкинистов школы.
Приведу один из необычных примеров пушкинских ассоциаций: Й – Йорик («Бедный Йорик!Я знал его, Горацио»). Эту сцену из трагедии Шекспира «Гамлет» знают многие, но какое это имеет отношение к Пушкину? Оказывается, интересуясь английской литературой, произведениями Байрона, Шекспира, поэт самостоятельно изучал английский язык. Впоследствии окружающие восхищались Пушкиным как переводчиком: понимание языка, его тонкостей было безукоризненным. Такая информация, бесспорно, отличается от биографической статьи в учебнике и кажется лишней, но именно подобные факты и рождают удивление ученика и его стремление к познанию. Так открывается художественный мир великого Пушкина и начинается его постижение, возможно, длиною в целую жизнь.
Рисунок 2.
Среди не менее интересных форм изучения творческой биографии я бы отметила «создание» музея писателя.
Виртуальный музей Лермонтова.
«Работает» музей следующим образом: каждый ученик получает определенный «экспонат», который связан с жизнью поэта (скрипка, шахматы,учебник математики, карта Бородинского сражения, герб Лермонтовых, кисти и краски, изображение лошади, дуэльный пистолет и т.д.), ищет информацию, связанную с этим «экспонатом», и на уроке выступает в роли экскурсовода. А если пригласить на такую экскурсию учеников младших классов, то урок вырастет в настоящее мероприятие по предмету. В этом году в рамках недели начальной школы был проведен фестиваль литературных музеев, которые расположились в разных кабинетах, и можно было побывать сразу в нескольких. Даже первоклассники открыли музей своего любимого детского писателя - незабываемый опыт!
Если говорить о старшеклассниках, то они обычно создают литературную визитку. Особенно это актуально в ходе изучения творчества поэтов Серебряного века: много персоналий, сложнособытийное время, разные поэтические течения...
Литературные визитки поэтов Серебряного века.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент из объяснительного документа, который получают ученики перед выполнением задания по созданию литературной визитки.
«Литературная визитка - особый вид подачи биографического материала: необходимо подготовить и сформулировать информацию в сжатой, лаконичной, схематичной форме. Таким образом, при отборе материала оставляем самое важное, яркое, интригующее.
Примеры оформления визитной карточки писателя (поэта) включают в себя использование текста, рисунков, графических изображений, облака слов, схем, инфографики и т.д.
Естественно, автор литературной визитки в ходе защиты не только озвучивает «видимую информацию», но и выстраивает полноценный рассказ (не более 15 предложений) о жизни и творчестве писателя.
Оценивание. Автор визитки получает две отметки: за содержание и творческий, креативный подход к подаче материала.
Подготовленная литературная визитка должна быть отправлена учителю за день до урока, на котором предполагается защита выполненной творческой работы».
Несколько готовых работ, выполненных одиннадцатиклассниками:
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Литературные визитки в уменьшенном формате я распечатываю, ученики вклеивают их в тетрадь – получаются опорные конспекты. Обычно я раздаю их во время защиты, чтобы у слушателей, если есть в этом необходимость, была возможность делать индивидуальные заметки.
Как проверить знание биографии писателя? Можно, например, найти отражение событий жизни художника слова в творениях живописцев. Так живопись становится способом погружения в контекст культуры.
«Живописное» повторение биографии Некрасова.
Пятиклассникам предлагается подумать и рассказать, какие факты биографии поэта могли бы быть проиллюстрированы полотнами знаменитых художников: картиной И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Владимиркой» И.И. Левитана, «Тройкой» В.Г. Перова, «Игрой в бабки» В.Е. Маковского. Ребята эмоционально рассказывают о ярких детских впечатлениях поэта, об увиденных им закованных в кандалы каторжниках и ссыльных, об изможденных бурлаках, из последних сил тянущих баржи, о дружбе с крестьянскими детьми – в этот момент сюжеты картин помогают еще раз не просто вспомнить, а представить, прожить события, которые и определили в дальнейшем творческие задачи Некрасова, нерв его лирики: «Я лиру посвятил народу своему». Так рождается понимание связи опыта писателя с его творческой биографией. Важно, что диалог искусств, например живописи и литературы, помогает вызвать эмоциональный отклик и реализовать личностную отзывчивость обучающихся на события как авторской биографии, так и изучаемого литературного произведения, преодолеть читательское равнодушие, воспитать духовный интеллект.
Вместо вывода...
О воспитательном значении приобщения к событиям и фактам жизни поэтов и писателей писал Ю.М. Лотман в своей статье «Биография – живое лицо»: «За читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность». А это особенно актуально для подрастающего поколения.
Если для современного ученика, то дерзкого, то дерзновенного представителя поколения Z или «альфа», Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Толстой и другие классики станут не просто именами на обложках книг и портретах в кабинете русского языка и литературы, а интересными, глубокими личностями, «сынами своего времени» (В.Г. Белинский) и умными наставниками представителей дня сегодняшнего ,то есть надежда, что ответы на свои вопросы мальчики и девочки будут искать не только в Google, но и в литературе. Значит, наша миссия действительно ВЫПОЛНИМА!
Список литературы:
1. Литература: 9-й класс: учебник: в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский; под ред. В.Я. Коровиной. – Москва: Просвещение, 2023. – ч.1. - С.261.
2. Литература: 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Е.С. Абелюк, А.В. Леонова, С.П. Оробий и др. Под общ. ред. Л.А. Вербицкой — Москва: Просвещение, 2017. — С.40-42.
3.Литература: 5-й класс: учебник в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – Москва: Просвещение, 2023. – ч.1. - С.186.
4. Лотман Ю.М. Биография – живое лицо // Новый мир. – 1995. - №2. - С. 228-236.