Игра – это "дитя труда" как средство развития личности и обучения младшего школьника
Игра – это "дитя труда" как средство развития личности и обучения младшего школьника
Автор: Анпилогова Любовь Николаевна
МКОУ «Лозовская СОШ», Верхнемамонский район Воронежской области
Аннотация: В статье рассказывается о важности применения в учебном процессе дидактических игр в начальной школе. В качестве материала автор приводит доказательства важной роли в процессе обучения младших школьников.
Ключевые слова: дидактическая игра, структура дидактической игры, формы и виды дидактических игр, напряжённый труд – дидактическая игра.
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Игра – это «дитя труда». Украшением игры, по Я.А. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство.
Огромное значение игре уделяли в своих трудах педагоги XX века. А.С. Макаренко: «В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело». В.А. Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем дети». Ю.П. Азаров говорил о том, что: «Детская игра настойчиво требует, чтобы тот, кто играет, отдавал ей максимум своей энергии, понимания, выдержки… Игра становится настоящим напряжённым трудом и через усилия ведёт к удовольствию».
Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене в школьном коридоре и во дворе, дома и даже иногда на уроках.
Что же такое игра? В толковом словаре русского языка приводятся значения слова «играть» (игра определяется как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавляться… Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нём».
Я считаю, что дидактические игры на уроках начальной школы просто необходимы. Игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным, с желанием познать новое и добиться успеха. Игру можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.
Игра, состоящая из различных видов деятельности, является многофункциональной деятельностью. Функции игры заключены в ее разносторонней полезности и значимости для педагогического процесса. Выделяют следующие функции игр: познавательная, обучающая, воспитательная, развивающая, коммуникативная и диагностическая.
1. Познавательная функция:
Игра является ареной развития сознательной активности, самостоятельности, настойчивости. Игра формирует интерес к познанию, определяет мотивы деятельности, вырабатывает склонность к постижению нового.
И познание, и игру можно охарактеризовать, как активную творческую деятельность, которая направлена на восприятие окружающего мира. В игре дети, расширяя свой кругозор, получают новую информацию о мире.
2. Обучающая функция:
Многократно была доказана педагогическая эффективность игр, так как они способствуют созданию сильного интереса к науке, помогают обобщить пройденный материал, активизировать мыслительные процессы учащихся. Игра как метод обучения имеет большой потенциал.
Дидактическая игра, как отмечалось ранее, способствует целостному развитию личности. В процессе игры ребенок формирует умения и навыки, накапливает знания, помогает ребёнку творчески мыслит.
3. Воспитательная функция:
Происходит формирования повседневных, систематических трудовых навыков, взаимоотношений и взаимопомощи. В игре происходит формирования личности ребенка.
В игре на уроках и во внеурочной деятельности дети вырабатывают свои положительные нравственные качества: умение строить взаимоотношения между своими одноклассниками, уважение друг к другу. Важную роль имеет игра в преодолении внутренней неуверенности и закомплексованности младшего школьника.
4. Развивающая функция:
Развивающая функция младшего школьника в игре выражается в формировании и совершенствовании психических процессов. Игра полноценно развивает различные стороны личности: нравственные, интеллектуальные, физические, эстетические.
5. Коммуникативная функция:
Игра способствует развитию межличностному общению и контакту с другими играющими. Общение происходит как между сверстниками, так и между взрослыми и детьми. Таким образом, игра вырабатывает умение подчиняться и подчинять..
6. Диагностическая функция:
Диагностическая функция игры на уроках и внеурочный занятий у младших школьников помогает играющему познать себя и свои потенциальные возможности. Игра раскрывает различные индивидуальные возможности, что дает педагогу основу для изучения личности обучающегося. И сформировать гуманную направленность детской личности.
Узнать ребенка поближе в процессе дидактической игры, сделать вывод о наличии у него фантазии, его развитии психических процессов, коммуникабельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) Дидактическая цель. Она определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.
2) Игровые действия. Они представляют собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, отгадать, принести письмо, прочитать телеграмму, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.
3) Правила игры. Игровое правило - это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.
4) Результат. Для учителя всегда является показателем успехов обучающихся в усвоении знаний, в умственной деятельности каждого ребёнка, характере отношений во время дидактической игры с партнёрами. Для ребенка правильно выполненное задание, интерес, удовольствие от своих действий. По ходу игры дети получают награды за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число наград, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил большее количество наград за правильные ответы, и ему можно присвоить звание "Победитель". Очень важно, когда выигрывает вся команда.
С наличием определенного плана и строгих правил в каждой игре связано моральное наслаждение, которое ребенок получает от игры. Выполнение этих правил и плана приносит особое моральное удовлетворение. По мнению Ж. Шато, это объясняет серьезность игры для ребенка, так как она является проявлением самоутверждения. В дидактической игре каждые правила являются уже конкретно заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей во время игрового задания. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
По формам и методам игры бывают различного вида. Это увлекательные игры-путешествия, игры-предположения, игры-сказки, игры-спектакли, игры-экскурсии, игры-беседы. Все эти виды дидактических игр позволяют сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Дети играли дома, в детском саду, игра пришла с ними в школу.
Без применения игровых ситуаций на уроке, я считаю, дети работают не в полную меру своих возможностей. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Игры являются гарантом будущих достижений развивающейся личности. Они помогают ребенку почувствовать уверенность в своих способностях, а познавательный процесс становится особенно привлекательным.
Анализируя своей педагогической опыт деятельности, я пришла к выводу, что умело построенное обучение воспитывает у школьников любовь к умственному труду, стимулирует поиск новых знаний. Большое значение в стимуляции познавательной деятельности младших школьников имеет ситуация успеха, одобрение учителем и одноклассниками. Известно, что эмоциональная сфера доминирует над рациональной. Особенности детей младшего школьного возраста – это высокий познавательный интерес и активность, творческий импульс. Поэтому, моя цель – учесть эти особенности с пользой для качественного обучения ребенка и высоким обучающим эффектом на уроках.
В своей практике я использую различные дидактические игры и стараюсь применять их на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 1-4 классов очень любят уроки-путешествия. В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку широко используются:
Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).
Игры-соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.).
Игры-задачи («Найди…»).
Игры-предположения («Что произойдет, если…»).
Так на уроках русского языка в 3 классе мы с ребятами играем в игру «Антонимы в стихах».
Тема урока: «Синонимы и антонимы».
1. Игра «Антонимы в стихах». Цель: формирование навыка подбора антонимов, расширение словарного запаса.
Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает четверостишие. Ребятам нужно подобрать слово с противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение.
Материал игры:
Я — антоним слову «смех».
А бываю поневоле
От обид и неудач.
Догадались? Это ... (плач).
Я — антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада.
А зовут меня ... (прохлада).
Я — антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я — для отдыха, для сна.
Называюсь ... (тишина).
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала.
Делу всякому венец.
Называюсь я ... (конец).
Тема « Синонимы».
Дидактическая игра «Перевод».
Цель – учить подбирать синонимы.
Попросить детей сделать «перевод» строки песни, стиха, рассказа на «другой язык». Необходимо заменить слова в строке на другие, сходные по смыслу (синонимы), так, чтобы общий смысл сохранился.
Например,
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной...».
«Перевод»:
Деревья с разноцветною листвой в солнечный
осенний день на опушке напоминают дворец.
Следующие виды дидактических игр это «Расшифровка анаграмм»
Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно-игровую ситуацию.
«Собери фразеологизм»
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.
1-я команда – буря, выходит, глазом, душа, как, в стакане, сухим, не моргнул, в пятки, ветром, из воды, уходит, воды, сдуло.
(Буря в стакане воды, выходить сухим из воды, глазом не моргнул, душа в пятки уходит, как ветром сдуло.)
2-я команда – с гуся, следы, духом, глядя ,в пятки, на ночь, вода, заметать, душа уходит как, падать.
(Как с гуся вода, падать духом, заметать следы, на ночь глядя, душа уходит в пятки)
2. «Угадай-ка».
Объяснить, о ком говорят: «тяжел на подъем», «стреляный воробей», «белены объелся», «гусь лапчатый», «собаку съел».
3. Угадай подлежащее! По теме «Главные члены предложения. Подлежащее».
Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку - слово - подлежащее - в текст загадки.
1. Идёшь – бежит, стоишь - бежит. (река )
2. Стоит копна посреди двора, впереди вилы, позади метла. (Корова )
Игра - «Умозаключения».
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Луг (деревья, трава, пчёлы, ёжик)
Огород (растение, картофель, земля, урожай);
Озеро (берег, кувшинка, рыба, тина, рыболов, стрекоза, вода);
Родная речь (русский язык, книга, картина, печать, слова)
Используя такие и аналогичные виды игровых упражнений, очевидно, что процесс обучения становится интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.
В ходе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что познавательно-игровая деятельность на уроках:
- Обеспечивает доступность изучения программного материала;
- Активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника;
- Развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;
- Помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность имеет большое значение в обучении и воспитании обучающихся начальных классов, так как она способствует личностному развитию учащихся и создает мотивацию к использованию полученных знаний, а также интерес к изучению нового.
На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работе. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития личности.
Я считаю, что игра на уроках начальной школы просто необходима. Ведь только она умеет делать трудное –легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот способствовала интенсификации умственной работы.
Список литературы:
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. М.: Просвещение, 1992. 215 с.
2. Журнал «Начальная школа». 1992, № 11.
3. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. М: Творческий центр, 2005.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва "Педагогика" 1978.