Использование технологии "перевёрнутый класс" на уроках окружающего мира в начальной школе
Использование технологии "перевёрнутый класс" на уроках окружающего мира в начальной школе
(из опыта работы)
Автор: Питкина Ирина Сергеевна
МБОУ "Лицей № 1", г. Пермь
Аннотация: В этой статье автор делится опытом работы с использованием технологии «перевёрнутый класс».
Главной задачей начального образования в современном обществе является уже не просто приобретение знаний, умений и навыков в виде передачи их от учителя к учащемуся, а формирование универсальных учебных действий: самостоятельная постановка учебной цели, выстраивание путей их достижения, осуществление функций самоконтроля, другими словами, формирование умения учиться. Одно из ведущих требований к процессу обучения именно в начальной школе на сегодняшний день является организация самостоятельной деятельности ученика по получению новых знаний. Таким образом, организованный процесс способствует не только получению предметных знаний, навыков социализации и коммуникации, но и таких качеств личности, которые позволят ему в дальнейшем осознавать собственные интересы и принимать конструктивные решения. Необходимым условием активной познавательной деятельности учащихся является позиция учителя как партнера и консультанта. Репродуктивная модель обучения уже не может обеспечить те результаты, которые ожидает современное общество.
Достижение поставленных задач требует новой модели организации учебного процесса и внедрения современных образовательных технологий.
Учитель в современном обществе делает все, чтобы его уроки были не только максимально познавательными, но и продуктивными, и увлекательными, что позволяет повысить мотивацию учеников и дает положительные результаты обучения. Существуют разнообразные современные технологии обучения, которые помогают и учителю, и ученикам увидеть предмет преподавания с другой стороны и параллельно сформировать необходимые УУД. Одной из таких технологий является технология смешанного обучения. Смешанное обучение, или blended learning, – современная образовательная технология, объединяющая «классно-урочную системы» и технологии электронного обучения, которые базируются на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
Одной из методик смешанного обучения является модель «Перевёрнутый класс» (Flipped Classroom).
«Перевёрнутый класс» – это обучение наоборот. Теоретически всё понятно. Материал, который должен быть изучен с учителем на уроке, дети самостоятельно осваивают дома. А традиционное домашнее задание выполняется в классе. Таким образом, дома учащимися просматриваются лекции в виде презентации или видеоролика, а в классе они обсуждают изученный материал и выполняют разнообразные задания.
От обычной системы «перевернутый» класс отличается тем, что на уроке у преподавателя выделяется больше времени для индивидуальной работы с учащимися. Как же это работает? Учитель организует такую домашнюю деятельность учеников с соответствующими учебными материалами, которая позволяет детям изучать определённые аспекты темы самостоятельно и независимо от взрослого. На уроке после изучения дома новой темы организуется групповая работа, во время которой учащиеся могут свободно помогать друг другу. Темп работы каждой группы не зависит от от темпа работы других. А у педагога появляется возможность оказывать помощь и работать с отдельными учениками индивидуально.
Почему у меня возникла идея использования технологии «Перевёрнутый класс» на уроках в начальной школе? Во время изучения темы «Наш край (предмет окружающий мир, 4 класс, УМК «Школа России») я столкнулась с определенными трудностями во время проведения уроков:
- совершенно разная степень осведомленности учащихся о географии и истории Пермского края. Как оказалось, большинство учеников класса не могут назвать даже города, реки края, не знакомы с его расположением и т.д. Но были и такие, кто хорошо знал эти факты;
- в связи с этим практически невозможно было выстроить диалог на уроке, т.к. ответы на вопросы были единичными, в урок были включены не все ученики, большинство учеников занимали позицию отстранённого «слушателя»;
- на обсуждение нового материала уходило много времени, приходилось многое записывать в тетрадь, не успевали выполнить задания на первичное закрепление;
- не получалось использовать групповую работу, т.к. не все группы справлялись с заданиями.
О технологии «Перевернутый класс» на тот момент я знала поверхностно, в работе не использовала и считала, что она подходит для обучения более старших школьников. Но коллеги на форумах отзывались положительно, и я решила попробовать. Как же строится урок в «Перевёрнутом классе»?
1 этап - подготовка материалов. Я подбираю презентацию или видеоролик по новой теме. Наглядные материалы часто дополняю текстом, содержащим нужную информацию. Так как использование технологии я начала с узкой темы «Наш край», учебник может быть использован дома только для составления плана работы. В нем нет информации про Пермский край.
2 этап - самостоятельное изучение материала учениками дома. В чате класса я за несколько дней до урока выкладываю ссылку на материалы в виде QR-кода. Также часто даю задание по теме: не просто просмотреть презентацию, ролик, прочитать текст, но и выполнить задание на понимание: записать опорные слова, заполнить схему, сделать рисунок и т.д.
3 этап - работа в классе. Она может быть групповой или фронтальной. Здесь идет сначала актуализация тех знаний, которые дети получили дома. Обычно в виде теста, кроссворда, загаданных слов и понятий. Это дает возможность увидеть то, что детям понятно после самостоятельной работы и обнаружить пробелы. Далее идет отработка изученного материала в группах.
Работу в классе с использованием технологии «перевёрнутый класс» я начала с проведения консультации для родителей, где познакомила их с новой технологией. Помощь родителей, особенно на первом этапе, необходима: нужно организовать самостоятельную работу дома (обеспечить наличие техники, выход в Интернет, контроль за самостоятельной работой). Родители мою идею поддержали.
Дальше нужно было подобрать материалы для самостоятельной работы детей. Для каждого урока темы была сформирована папка с заданиями, доступ к которой дети получали в конце предыдущего урока по QR- коду.
И последний этап: подборка заданий для закрепления изученного материала для групповой и индивидуальной работы на уроке.
Результатом изучения темы стал проект «Приезжайте в Пермский край», во время презентации которого перед учениками других классов мы рассказывали о нашей малой родине с разных сторон.
Таким образом была организована работа с использованием технологии «перевёрнутый класс» над темой «Наш край».
Положительными результатами можно считать:
- активное вовлечение учащихся в учебный процесс, что заметно повысило мотивацию. Дети были заинтересованы в изучением темы, которое вышло за рамки учебной работы.
- работа с учебным материалом (просмотр презентации, чтение текста) по новой теме идет в индивидуальном режиме, что особенно важно для детей с медленным темпом;
- появляется больше времени на уроке для творческой работы, применения знаний и умений;
- изменяется роль учителя: он создаёт учебную ситуацию для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся;
Минусы при использовании технологии «перевёрнутый класс»:
- необходима предварительная объёмная подготовительная работа учителя;
- не всем учащимся удается качественно поработать с представленными материалами. Были и те, кто бегло просматривал домашнее задание и на уроке был неактивен;
Но, даже с учётом минусов проведённой работы, можно сделать вывод, что использование новых образовательных технологий, и в частности технологии «перевёрнутый класс», позволяет учителю сделать урок современным, что, с одной стороны приводит к решению главной задачи образования, а с другой - мотивирует учеников на приобретение новых знаний.
Список литературы:
1. Абрамова Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология. // Перспективы развития информационных технологий. 2014.
2. Богоряд Н.В., Лысунец Т.Б. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения // В мире научных открытий. 2014. № 3(51).
3. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание.