Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.10.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитательная практика "Мост дружбы"

Дата публикации: 2024-05-17 11:46:09
Статью разместил(а):
Павлова Елена Валерьяновна

Воспитательная практика "Мост дружбы"

Авторы: Гарец Светлана Адамовна

и Павлова Елена Валерьяновна

ГБУДО "ЦРТ"

 

Актуальность: в современном обществе между детьми разных культур возникают проблемы по причинам связанным с культурными, конфессиональными, языковыми, социальными различиями. У детей нет должной терпимости друг к другу, нет сострадания, они не умеют быть великодушными, милосердными по отношению к другим людям.

В условиях многонациональности и разнообразия культур, национальностей и религий, важно не только сохранять этнокультурное многообразие, но и уметь гармонично сочетать его с конфессиональным и языковым разнообразием. Только так мы сможем достичь единства и согласия народов, обеспечить устойчивое развитие страны и общества.

Одним из ключевых аспектов развития межнациональных отношений является поддержка этнокультурного, конфессионального и языкового многообразия. Это многообразие способствует укреплению национального самосознания и гармоничному развитию общества. 

Проведение мероприятий в рамках внедрения воспитательной практики «Мост дружбы» создает условия по повышению культурной осведомленности, толерантности, а также способствует формированию граждан с активной гражданской позицией, где каждый будет чувствовать себя частью целого.

Новизна данной практики определяется созданием комплекса ценностно окрашенных игровых ситуаций, что является важным механизмом социализации.  Это позволяет не только сформировать представление о многонациональном народе, но и развивать межличностные отношения в коллективе. Игровые ситуации, применяемые в данной практике, являются модифицированным вариантом известных детям игр, что позволяет обучающимся быть не только участниками, но и организаторами этих игр. В отличие от традиционных занятий, «Мост дружбы» реализуется в сетевом взаимодействии со школами, то есть на одно мероприятие можно пригласить представителей разных школ и классов, что позволит обучающимся развивать коммуникативные способности и расширить свой круг общения.

Цель воспитательной практики - сформировать уважительное отношение к культуре народов России через применение игровых технологий.

В рамках реализации данной воспитательной практики решаются следующие задачи: 

1. Обучающие: познакомить с понятиями «дружба», «единство», «толерантность»; формировать правильное представление о толерантном поведении.

2. Развивающие: побудить ребят задуматься над своим отношением к одноклассникам; способствовать развитию у детей терпимости к различиям между людьми.

3. Воспитательные: научить вежливо обращаться друг к другу; научить уважительному отношению к обычаям, традициям и культуре разных народов. 

Данное мероприятие реализуется для обучающихся 7-10 лет, категория обучающихся - дети разных культур (местные дети и дети-мигранты) посещающие группы продленного дня в ГБОУ СОШ Калининского района Санкт-Петербурга.

При реализации мероприятий воспитательной практики «Мост дружбы» используются различные формы, методы, технологии обучения.

Формы и методы обучения при реализации мероприятий определены в соответствии с возрастом обучающихся.

При проведении практики используются следующие формы и методы обучения: словесная (беседа, рассказ, занятие-игра); наглядная (видеофильмы, презентации, самооценка); практическая (выполнение практических заданий, тестирование).

Мероприятия воспитательной практики состоят из нескольких этапов: организационный, основной, заключительный. В конце мероприятия проводится рефлексия.

Использование дидактического материала позволяет педагогу максимально полно раскрыть тему, что в конечном итоге способствует более быстрому и осознанному усвоению материала обучающимися.

Занятия по данной практике построены с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков, а также с учётом психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся.

Сценарий проведения воспитательной практики «Мост дружбы» включает в себя следующие этапы:

1 этап. Организационный: мотивирование на учебную деятельность (создание благожелательной атмосферы на мероприятии; педагог настраивает обучающихся на успешную работу).

2 этап. Основной:

- формулировка темы, цели и задач мероприятия;

- знакомство с основными понятиями («дружба», «единство», «толерантность»);

- представление презентации «Многоликая Россия»;

- решение теста «Какой ты друг?»;

- просмотр видеоролика «Притча о дружбе» (обсуждение);

- игры о дружбе (работа в группах, выполнение заданий);

- систематизация знаний (вручение детям памятки о дружбе).

3 этап. Заключительный. Рефлексия «Дерево дружбы» (самооценка).

Этапы мероприятия тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Длительность мероприятия соответствует нормам СанПина для детей школьного возраста.

Проведение данной воспитательной практики является примером интеграции общего и дополнительного образования, что способствует повышению имиджа и расширению контактов образовательных учреждений, партнеров.

Для проведения мероприятия используются следующие дидактические средства.

1. Наглядные, демонстративные пособия: игры о дружбе; технологическая карта занятия, опросы.

2. Демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с учебными целями и задачами.

3. Система средств обучения – содержит следующие материалы:

Демонстрационные: видеоролик «Притча о дружбе».

Раздаточные: памятка о дружбе, рефлексия «Дерево дружбы» (самооценка).

Электронные образовательные ресурсы: пезентация «Многоликая Россия», онлайн-тест «Какой ты друг?».                      

При проведении мероприятий воспитательной практики «Мост дружбы» используются следующие педагогические технологии:

игровая деятельность – позволяет осуществить полноценный контроль знаний обучающихся, при этом вызывают дополнительный интерес к самому процессу контроля знаний – тесты, тематические игры.

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) – подбор и создание информационных продуктов, образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (мультимедийные презентации). Эти ресурсы задействуются при объяснении нового материала, выполнении заданий на закрепление изученного, работе над развитием творческих навыков, выполнении проверочных заданий.

Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно-распределительной деятельности. На мероприятии практикуется поиск различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской деятельности обучающихся.

Технология личностно-ориентированного обучения – создание специального дидактического и методического материала к занятиям, его использование в учебном диалоге «педагог-обучающийся»; создание форм контроля за личностным развитием обучающегося (памятка, рефлексия).

Здоровье сберегающая технология – обеспечение психического и социального здоровья ребенка, направленного на эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка. На занятиях проходят «Минутки здоровья» (разминка для глаз, самомассаж).

По итогу проведения воспитательной практики «Мост дружбы» создается «Дерево дружбы» и проводится рефлексия (педагог задает вопросы детям: «Кому, что понравилось?», «Что не понравилось?», «Дружно ли выполнялись задания?», «Какие выводы сделали для себя?»).

Для создания «Дерева дружбы» педагог заранее изготавливает на листе бумаги заготовку с изображением ствола дерева (дополнительные декоративные элементы по желанию), вырезает трафареты ладошек и раздает их детям. В конце мероприятия дети пишут свои имена на трафаретах-ладошках, и самостоятельно помещают их на ствол дерева (приклеивают или прикалывают канцелярской кнопкой). Когда все ладошки оказываются на дереве, педагог обращает внимание детей на то, что у каждого была своя отдельная ладошка-трафарет, а когда их поместили на одно дерево, то они стали одним целым.              

Практическая значимость и возможность трансляции опыта: по итогам проведения воспитательной практики «Мост дружбы» предлагается:

- расширить применяемые методы и приемы обучения, которые позволят детям из разных культур взаимодействовать, обмениваться мнениями и идеями, совместно решать задачи и принимать активное участие в командной работе, соревнованиях, эстафетах;

- внедрить интеграцию межкультурного обучения на практических занятиях. Это может включать в себя изучение культурных особенностей различных народов, истории, традиций, религий и языков через интерактивные игры, творческие проекты, дискуссии и другие формы работы;

- использовать мультимедийные материалы о различных культурах, а также создать виртуальные образовательные пространства для совместной работы;

- использовать данное мероприятие в рамках гражданско-патриотического воспитания для образовательных учреждений Калининского района.

Такие усилия помогут формировать у детей ценности толерантности, уважения и дружбы, что будет способствовать построению гармоничного и мирного общества.

Данную практику возможно использовать для организации досуга детей в летний (каникулярный) период.

Воспитательная практика «Мост дружбы» имеет большую востребованность в образовательных учреждениях Калининского района Санкт-Петербурга, т.к. при ее реализации создаются специальные условия для детского развития. Полученный на мероприятиях опыт помогает ребятам осмыслить и осознать новые знания и научиться использовать их в дальнейшей жизни.

Воспитательная практика «Мост дружбы» особо ценна для изменения мировоззрения обучающихся. Если они начинают принимать и понимать различия между людьми, то они становятся более толерантными и способными к дружеским отношениям.

Перспективы внедрения воспитательной практики «Мост дружбы»: 

- диссеминация опыта через различные формы распространения: семинары, мастер-классы и информационные каналы; 

- расширение сетевого взаимодействия с музеями, библиотеками и другими образовательными организациями, увеличение количества сетевых и социальных партнеров;

- разработка виртуальных образовательных пространств.

Литература:

1. Шангина И.И. Русский народ: Будни и праздники: Энциклопедия/И. И. Шангина. - СПб: Азбука-классика, 2003.

2. Волков В.М. Русская деревня: Труд, быт и нравы наших предков/В. М. Волков. - М.: Белый Город, 2005.

3. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец ХУ111-нач. ХХ вв./А. Ф. Некрылова. - Л.: Искусство, 1984.

4. Лазарев А.И. Народоведение: о русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учеб. для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев/А. И. Лазарев. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.

5. Чекулаева Е.О. Сто великих праздников. - М.: Вече, 2006.

6. Народный календарь: Праздники, приметы и обычаи от Руси до России / Сост. А.А. Проскурин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

7. Праздники народов России: Энциклопедия. - М.: Росмэн, 2002.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site