Взаимоотношения Русской и Иерусалимской православных церквей в первой половине XX века
Взаимоотношения Русской и Иерусалимской православных церквей в первой половине XX века (до создания государства Израиль)
Автор: Ковалёва Ольга Борисовна
ГБОУ «Школа № 851», г. Москва
Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые аспекты взаимоотношений Русской и Иерусалимской православных церквей в первой половине XX века. Сохранение нерушимости Вселенской церкви проявляется в молитвенном общении церквей. Примером такого молитвенного общения является духовное единство Иерусалимской и Русской православных церквей. Автор приходит к выводу, что тесной взаимосвязи двух церквей способствовали и паломнические поездки наших верующих в Иерусалим, и создание Иерусалимского подворья в Москве, открытие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и существование Императорского Православного Палестинского Общества. И несмотря на все тяготы и невзгоды постигшие церкви ни Русская Православная церковь, ни Иерусалимская не прекращают молитвенного общения друг с другом.
Ключевые слова: патриархат, православие, церковь, синод, вселенская церковь.
Сохранение ненарушимого единства Вселенской Церкви проявляется в реальном сотрудничестве и совместном молитвенном общении всех Поместных Церквей, нередко находящихся друг от друга на значительном расстоянии. Такое духовное единение издавна существует между Иерусалимской и Русской Православными Церквами.
Русская православная церковь (РПЦ) – крупнейшая автокефальная поместная православная церковь, занимающая пятое место в диптихе автокефальных поместных церквей. Современная как церковная так и светская историография Русской православной церкви в качестве начальной точки имеет обычно 988 год (крещение Руси). Начавшемуся в IXв. распространению христианства на Руси способствовало её соседство с могучей христианской державой – Византийской империей. Юг Руси был освящён деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В 954 году приняла крещение княгиня Ольга. Всё это подготовило величайшие события в истории русского народа – крещение князя Владимира ив 988 году Крещение Руси.
В отличие от Русской православной церкви Иерусалимская церковь начало своей истории ведёт от первых же годов после Воскресения Иисуса Христа. Основателем Иерусалимской церкви считается апостол Иаков, брат Господень, бывший первым Иерусалимским епископом вплоть до своей мученической кончины (63г.)
Взаимоотношения Иерусалимской и Русской Православных Церквей уже в XVI в. были весьма активными. Начавшееся в XI веке паломничество в Святую Землю из Киевской Руси постепенно усиливалось, а вместе с этим увеличивалась и материальная помощь Русской православной Церкви Иерусалимской – Матери всех Церквей, хранящей бесценные духовные сокровища православия, сосредоточенные в Иерусалиме и других местах Палестины.
В 1809 году в Иерусалиме случился сильный пожар, разрушивший величайшую христианскую святыню – храм Гроба Господня. Восстановление храма ввергло Иерусалимскую Патриархию в тяжёлую финансовую кабалу, растянувшуюся на долгие годы и грозившую распродажей всего имущества Святогробского братства. Убедившись, что своими силами с этим бременем не справиться, Блаженнейший Париарх Иерусалимский Поликарп, обратился за помощью к братским Православным Церквям.
Одной из первых откликнулась на этот призыв Русская Церковь. И произошло это в трудные для России годы, когда она ещё не оправилась после Наполеоновского нашествия. Восстанавливалась сожженная в 1812 году Москва. Святыни Палестины всегда были дороги сердцу русского человека. И когда в 1815 году для сбора пожертвований был назначен представителем Иерусалимского Патриархата архимандрит Арсений, его миссия встретила полное понимание и сочувствие, как со стороны народа, так и со стороны царского дома. В 1817 году Святейший Синод Русской Православной Церкви издал указ об учреждении Иерусалимского подворья в Москве. В следующем году местом пребывания и служения представителя Святого Живоносного Гроба Господня был определён храм во имя святого Филиппа у Арбатских ворот. Еще одной важной целью учреждения Иерусалимского подворья в Москве стала помощь Иерусалимской патриархии выделением ей избытка от своих доходов, получаемых от сдачи в наем нежилых строений Подворья.
Пожаром 1884 года была уничтожена почти четвертая часть жилых зданий Подворья и последнее, таким образом, лишенное значительной части своих доходов, поставлено было в крайне печальное положение. Отстраивал иерусалимское подворье в Москве архиепископ Кириакупольский Мелетий.
В 1833 году в Палестине устанавливается египетское господство. Новый правитель Ибрагим-паша, сын Мухаммеда Али, проявил великодушие к христианам, отменил ряд незаконных поборов с христиан и с церковных учреждений.
В начале XIX века Иерусалимские Патриархи – Анфим (1788- 1808), Поликарп (1808 – 1827) – неоднократно обращались за финансовой помощью к Русскому Святейшему Синоду. Пользуясь пожертвованиями, присланными из России, Патриарх Афанасий IV (1827-1844) смог открыть 5 народных училищ, духовную школу, погасить долги казны монастыря Святого Гроба.
В 40-е гг. XIX в. Избрание Иерусалимских патриархов находилось в руках Константинополя. Он также диктовал и политику Иерусалимской Православной Церкви.
С этого времени началось возрождение Церкви, особенно при Патриархе Кирилле II (1845-1872), который в 1853 году основал богословскую школу Святого Креста. Именно Константинополь навязывал Иерусалимской церкви свою политику. Под влиянием России в 1845 году Иерусалимским патриархом был избран Кирилл II (1845-1872) – один из выдающихся святителей Сионской Церкви, сделавший Иерусалим постоянной Патриаршей резиденцией, он стал первым после длительного периода проживать в Иерусалиме. Возросло значение Иерусалимского Синода.
Во время патриаршества Кирилла в Святой земле обострились отношения католиков и православных. Деятельность папства была направлена на усиление своего контроля над Святыми местами. В секретной депеше И. А. Зиновьева говорится о том, что Статский Советник Яковлев высказывает мнение о том, что Россия должна отказаться от помощи и покровительства католическим монахам в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете, состоящим в русском подданстве.
Генеральный консул России не один раз отстаивал права Иерусалимской патриархии против католических притязаний, а с другой стороны отыскивал между православными лиц виновных в нанесении побоев русским католикам.
В 1901 году в Иерусалиме произошли столкновения между православными и католическими монахами, что послужило поводом к недоразумению между Французским консульством с одной стороны и консульством Германии и Италии, с другой. Как отмечает в секретной депеше И. А. Зиновьев, французы настаивали на том, что бы следствие по этому делу происходило при их участии. Между тем консулы Германский и Итальянский настаивали на том, что бы были удовлетворены их подданные за раны и побои, нанесенные им греческими монахами.
Сороковые годы, когда восточный вопрос стал в центре внимания всех видных политиков большинства стран, были началом установления более реальной связи между Русской Православной Церковью и Православным Востоком.
Разорения и всевозможные притеснения мусульманами давно заставляли иерархов Востока обращаться за помощью к православной России. Русские князья и цари выделяли очень много пожертвований Иерусалиму, присоединяя к ним и богатые пожертвования множества русских людей.
Однако отношения России с Востоком всегда имели односторонний характер. Никто из представителей русской православной церкви не бывал на Востоке с визитами в течение очень долгого времени.
Только в 40-е годы XIX века РПЦ стала серьёзно задумываться о Палестине и в плотную подошла к вопросу о необходимости в более тесном общении с восточными патриархами. События политического характера в значительной мере способствовали этому. «Лондонские конвенции 1840 и 1841 годов» существенно ослабили престиж России на Востоке, вырвав из её рук первенства в решении ряда вопросов (в том числе защиту христианского населения в Турции). Эти годы стали решающими во взаимоотношении Русской и Иерусалимской православных церквей.
13 июня 1842 года Вице-канцлер граф Нессельрод представил императору Николаю I программу российских церковно-дипломатических мероприятий в Иерусалиме. В феврале 1848 года первый состав миссии – архимандрит Порфирий в качестве начальника и иеромонах Феофан (Говоров) в качестве его помощника с несколькими послушниками прибыли в Иерусалим. С эти годы стали началом постоянного присутствия представителей Русской православной церкви в Иерусалиме.
Также в 1882 году было создано Императорское Православное Палестинское Общество, которое было задумано как учреждение, призванное выполнять три основных задачи: обслуживать русских паломников в Палестине, вести миссионерскую работу и осуществлять научное изучение страны, её древностей и святынь.
После Первой мировой войны и Октябрьской революции в России связь со Святой землё была прервана. В 1920-е годы Русская Духовная Миссия в Иерусалиме перешла в ведение Зарубежного (Карловацкого) Синода. Лишь в 1948 году Миссия была возвращена в юрисдикцию Московского патриархата.
XX век стал очень сложным как для Иерусалимской так и для Русской православной церкви.
В начавшейся в 1914 году Первой мировой войне Османская империя в союзе с Германией противостояла блоку Антанты во главе с Англией, Францией и Россией. На ближневосточном направлении англичане, уже фактически захватившие к этому времени Египет и, овладев Суэцким каналом, вели бои с турецкими войсками, стремясь опередить своих союзников в дальнейшем перераспределении османских владений. Имперские интересы требовали захвата такого важного стратегического плацдарма, каким являлась Палестина.
В 1915-м году Верховный Английский комиссар в Египте, Мак Магон, развивая план лорда Китченера, завязывает связь с Шерифом Мекки, Гусейном. В результате обмена 10-ти писем (от Июля 1915-го г. по Январь 1916-го г.) выработан был план действий, согласно которому: Гусейн поднимает восстание против турок, а Англия по окончании войны коронует его царем «большого арабского царства».
Границы этого, «большого» царства указывались в очень общих чертах, но Гусейн, не имевший практики работы с Западными Державами Европы, доверился общим и туманным обещаниям.
Французское правительство, узнав о достигнутом соглашении предъявляет свои требования, считая себя заинтересованной на Ближнем Востоке и вправе участвовать в решениях, относящихся к Ближнему Востоку. Не углубляясь в историю, Франция напоминает, что благодаря интервенции французского экспедиционного корпуса, в 1860-м году высадившегося в Ливане на защиту христиан, вырезаемых друзами, Ливан получил автономию под управлением христианского губернатора.
В Феврале 1916-го г. франко-английская комиссия экспертов (Комиссия: Сокес — англичанин и Пико — француз) разрабатывает проект раздела Ближ. Востока на 2 сферы влияния. Учитывая роль России в Антанте, комиссия сочла необходимым представить свой план русскому правительству. Для этого комиссия прибывает в Мае в Москву для окончательной разработки проекта с русским Императорским Министром Сазоновым.
Московский протокол предвидел разделение Ближнего Востока на 4 зоны (по цветам раскраски карандашом на карте комиссии).
1. Синяя зона под французской администрацией: Ливан, Сирия и провинция Силисия.
2. Красная Зона под английской администрацией: Палестина и Трансиордания.
3. Зона, очерченная синим, под франц. влиянием.
4. Зона, очерченная красным, под английским влиянием.
В марте 1916 года министр иностранных дел Российской империи Сергей Сазонов сообщил британскому послу Бьюкенену и французскому послу Морису Палеологу, что для прочного послевоенного урегулирования необходимо сделать русскими владениями «город Константинополь, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, а также южную Фракию до линии Энос Мидия» и «часть азиатского побережья между Босфором, рекой Сакария и областями, которые будут определены на берегу залива Измит». Константинопольское соглашение было обнародовано в русской газете «Известия» в ноябре 1917 года.
Обе «очерченные» зоны должны составить либо единое арабское государство, либо федерацию арабских государств.
2-го Ноября 1917-го г. Лорд Бальфур, отвечая лорду Ротшильду, представившему Английскому правительству план сионистского исполнительного бюро о создании Израильского государства, заявил: «Правительство Его Величества благосклонно относится к созданию в Палестине еврейского национального очага с тем, чтобы не было бы ущерба гражданским и религиозным правам нееврейских местных общин».
11 декабря 1917 года командующий британскими войсками на Палестинском фронте генерал Алленби вступил в Иерусалим. Власть в городе и во всей Эрец-Исраэль перешла к английской военной администрации. В 1923 году Лига Наций официально утвердила британский мандат на Палестину, подчеркнув необходимость восстановления здесь еврейского национального очага. Англичане создали в городе упорядоченную систему административных и судебных учреждений. В 1924 году был впервые избран городской совет, в состав которого вошли по четыре представителя от каждой из трёх религиозных общин: еврейский, мусульманской и христианской. С момента вступления британских войск Иерусалим превращается в административный центр подмандатной Палестины. Английское правительство вмешивалось не только в дела Иерусалима, но и церкви, Иерусалимская церковь стала подмандатной.
Отношения между Иерусалимской и Русской православными церквями в первой половине XX века осложнились и событиями, которые происходили в это время в России. В начале XX века в Русской православной церкви происходили сложные и противоречивые события. В феврале 1917 года общее собрание «Братства воскресения Христова» в Петрограде единогласно приняло решение «приветствовать Временное правительство…». Временное правительство провозглашает равенство всех религий. В РПЦ стало намечаться восстановление института патриаршества, разрушенного в начале XVIII века реформами Петра I. В октябре 1917 года патриархом Русской православной церкви стал митрополит Тихон.
Взявшие в России власть большевики открыто провозглашали в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков» и отделение церкви от государства.
В августе 1927 года Патриарший Синод был официально зарегистрирован и утверждён Наркоматом внутренних дел. Легализация Высшего Церковного Управления дала повод Восточным патриархам Дамиану Иерусалимскому и Григорию Антиохийскому отправить послание митрополиту Сергию с благословление ему и его Синоду и с признанием его временным главой Патриаршей Русской Церкви. Это было очень важным для РПЦ.
8 сентября 1943 в Москве в Чистом переулке, состоялся Собор епископов, избравший Сергия Патриархом Московским и всея Руси; в тот же день был образован Священный Синод при Патриархе, в состав которого вошло 3 постоянных члена: митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), Киевский Николай (Ярушевич) и архиепископ Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин). Патриаршая Церковь была легализована и получила своё нынешнее официальное наименование — Русская Православная Церковь взамен использовавшегося до того: Поместная Российская Православная Церковь. Церкви Польши, Сербии, Чехословакии и Албании приняли участие во Всеправославном совещании в Москве в начале июля 1948г. Иерусалимский Патриарх Тимофей и Кипрский архиепископ Леонтий отказались от участия, считая, что Всеправославное совещание не должно проходить в Москве, так как здесь не возможно избавиться от политического вмешательства и давления. Они считали, что для решения важных для всей Православной церкви вопросов больше подходит Иерусалим или Святая Гора.
Революционные события в России и смена власти в Палестине, когда рухнувшую Османскую империю сменил британский мандат, повлияли во многом на судьбу Русской Палестины. С этого момента началась утрата русских земель, недвижимости, влияния и значения России на святой земле. В связи с этим Глава Русской Зарубежной Православной церкви Высокопреосвященнейший архиепископ Анастасий (Грибановский) отправляется в Палестину, принять там все необходимые меры для упорядочения церковных, гражданских, имущественных и всяких других дел русской Духовной Миссии.
В 1936-39 годах в подмандатной Палестине произошло крупное восстание арабского населения, недовольного нарастающей еврейской иммиграцией в страну и связанными с ней экономическими проблемами. В 1939 году в результате этого восстания правительство Великобритании принимает так называемую Белую книгу, которая предусматривает резкое сокращение еврейской иммиграции в Палестину и создание независимого государства Палестина в течение пяти лет. Однако после Второй мировой войны Великобритания передаёт палестинскую проблему на рассмотрение ООН.
В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) в попытке выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и своё право на любую часть территории Палестины им придётся отстаивать с оружием в руках.
Согласно резолюции № 181 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе британской колонии Палестина, на её территории должны были быть созданы два независимых государства— еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим — территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трёх территорий, граничащих друг с другом лишь углами.
Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования.
Активным сторонником создания государства Израиль был Сталин. Можно сказать даже больше — без поддержки Сталиным проекта создания еврейского государства на территории Палестины это государство в 1948 году не могло бы быть создано. Поскольку реально Израиль мог появиться лишь в 1948 году, так как именно в это время заканчивалось действие британского мандата на управление этой территорией, то решение Сталина, направленное против Великобритании и ее арабских союзников, имело историческое значение.
В 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН было образовано еврейское государство Израиль. Прямым следствием этого события явились незатухающие и по сегодняшний день арабо-израильские войны, а территория Иерусалимского Патриархата оказалась разделенной на две части: одна - в пределах Израиля, другая - на территории Иордании.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что первая половина XX века очень богата на события государственные и церковные. В 1917 году был восстановлен институт патриаршества в Москве. Главой Русской православной церкви был избран патриарх Тихон.
В 1924 году Иерусалим превращается в административный центр подмандатной Палестины. Иерусалимская церковь стала подмандатной.
Но, не смотря на все тяготы и невзгоды ни Русская Православная церковь, ни Иерусалимская не прекращают молитвенного общения друг с другом. В этом проявляется нерушимое единство Вселенской церкви.
Библиографический список:
1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991. 400 с.
2. Алексеев В.А. Агония зла. Конец мирового проекта. М.: Россия молодая, 1995. 127 с.
3. Алексеев В.А. Православная общественность в современном мире. М.: К Единству!, 2006. 592 с., ил.
4. Алексеев В.А. Тайная вечеря в Кремле // Агитатор. 1989. №8. С. 41-44.
5. Берг Н.В. Иерусалим. М.: Индрик, 2007. 79 стр., с илл.
6. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М.: Общество любителей церковной истории, 2002. 2 т.
7. Гоцкалюк Д. Пространная история ИПЦ.
8. Иерусалимская православная церковь // Православная энциклопедия т. 25
9. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов СПб, т2
10. Митчелл Барл. Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту = Myths and facts. A Guide to the Arab-Israeli conflict / пер. А. Курицкого. M.: Еврейское слово, 2007. С. 13.