Техники формирования "Образа Я" у воспитанников социально-реабилитационного центра
Техники формирования "Образа Я" у воспитанников социально-реабилитационного центра в работе педагога-психолога
Авторы: Пирогова Татьяна Вячеславовна
и Хакимова Елена Николаевна
ГУ ТО СРЦН № 5
Важным фактором, формирования личности человека является процесс становления его «Образа Я». Всю информацию относительно окружающего мира человек оценивает исходя из совокупности представлений о себе и формирует поведение, на основе своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Понятие «Образ Я» связано с такими понятиями, как «самооценка», «самосознание», «Я - концепция», «картина Я», «Я», «представление о себе».
Вопросы формирования «Образа Я» рассматривали как отечественные, так и зарубежные ученые: У. Джеймс, К. В. Столин, Дж. Г. Мид, З. Фрейд, К. Хорни, Е. Роджерс, Ч.Х. Маркус, И.С. Кон, В.В. Столин и др.
Основателем исследования «Образа Я» в психологии общепринято рассматривать У. Джеймса. Он анализировал «Я», как двоякое формирование, объединяющее Я – сознающее и Я – как объект. Эти два аспекта «Я» выделяют условно, они существуют вместе постоянно.
Имеется много теорий формирования «Образа Я», где данная проблема рассматривается во взаимосвязи с самосознанием человека.
Современными исследованиями доказывается, что именно в социальном процессе вырастает сознательное "Я" (Н.Ф. Голованова, Г.М. Андреева, Т. Шибутатти, О.В. Хухлаева, и др.).
Многие отечественные психологи (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский) связывают начало формирования «Образа Я» с кризисом 3–х лет. В дошкольном возрасте зарождается осознание ребенком собственного тела, разделение себя с окружающей природой и социальной средой. В это время ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, приобретает начальное, еще не совсем понятное представление о себе, стремится освободиться от родительской опеки. Благодаря включению ребенка в сюжетно-ролевую игру и общение у него начинают формироваться представления о себе. Только во взаимодействии с окружением маленький ребенок обнаруживает свое "Я" как существо, обладающее определенными намерениями.
Существенное влияние на формирование представления о себе у ребенка оказывает семья. В детстве Я-концепция у ребенка наименее структурирована и обладает наибольшей пластичностью. Приоритетность общения родителей с ребенком, самосознание которого только начинает формироваться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ Я-концепции ребенка. То, как сообщают родители первую информацию ребенку о нем, как оцениваются его достижения, как осуществляется педагогическая и психологическая поддержка, во многом определяет, что может лечь в основу формирования "Я" ребенка. По мере взросления для реализации своих потенциальных возможностей ребенку необходимо опираться на имеющиеся у него представления о себе, своих потребностях, ценностях и способностях, т. е. иметь положительный «Образ Я».
Положительный «Образ Я» понимается как целостная динамическая система положительных представлений о себе в когнитивном и эмоционально-ценностном плане и выбор адекватных им способов построения жизненных стратегий.
Для нас тема формирования положительного «Образа Я» ребенка стоит наиболее остро. Это обусловлено тем, что наш Центр осуществляет реабилитацию детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и семей социально опасного положения. Во многих этих семьях, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, где часто жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается.
В целом, в нашем Центре находятся дети, воспитание которых происходило в асоциальной среде, где отсутствует нормальное общение. Они чаще всего были предоставлены сами себе. В таких семьях не редкость унижение, оскорбление, побои детей. Ребенок воспринимает полученные знания на веру, что приводит к развитию отрицательного отношения к себе, блокирует его активность. Недостаточность сформированных знаний о себе, их несоответствие с реальностью делает ребенка беспомощным перед негативным воздействием окружающей среды. В таких условиях ребенок сталкивается с трудностями определения личностной идентичности. Все это способствует формированию искаженного и негативного «Образа Я», что в свою очередь приводит к тому, что ребенок выбирает деструктивные способы взаимодействия с окружающими, что еще больше деформирует его личность.
Именно поэтому в нашем Центре важным условием реабилитации ребенка является формирование его положительного «Образа Я». Осуществляя данную работу, стоит обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, знать и адекватно оценивать возможности ребенка, его сильные и слабые стороны, а также представления самого ребенка о самом себе, специфику его «Образа Я», расхождения между «Я реальным» и «Я идеальным». И знать, возможно, даже лучше, чем сам ребенок, поскольку в силу возрастных особенностей и условий воспитания он еще имеет размытые, меняющиеся представления, не умеет их вербализовать. Педагогу важно опираться на позитивное начало личности ребенка.
Во-вторых, задача взрослого – демонстрировать искреннюю веру в возможности ребенка и создавать ситуации для его успешности, используя для этого те виды деятельности, которые ребенку доступны, интересны и приведут его к успеху.
Третий аспект – создание эмоционально положительного фона общения, обеспечение доверительности и личностной безопасности в процессе взаимодействия.
В-четвертых, подтверждение значимости успехов ребенка через значимое для него окружение.
В своей практике, решая поставленные задачи, мы используем различные техники и хотим поделиться с вами некоторыми из них.
Техника «Образ Я»
Цель: способствовать самоанализу ребенка, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение Я – концепции.
Для данной техники потребуется пластилин.
Участникам дается задание: сесть, постараться расслабиться и вспомнить качества, которые характеризуют их (сейчас обсуждать их не нужно, просто вспомнить). Подумать и слепить образ, который наиболее точно смог бы охарактеризовать участника (растение, животное, предмет, явление, символ, фигура и т.д.). После завершения работы переходим к обсуждению вопросов.
- Название фигуры?
- Какая эта фигура? Какие качества имеет?
- Сильная или слабая фигура?
- Что ты чувствуешь, глядя на этот образ?
- Если б этот образ умел говорить, что бы он сказал?
- Глядя на этот образ, что хочется ответить?
Обсуждая данные вопросы, развиваем у ребенка умение анализировать и определять свои психологические характеристики.
Техника «Четыре квадрата» («Психологические проблемы современных подростков и их решение» Емельянова Елена Владимировна, в свободном доступе в интернете)
Цель: создать условия для осознания ребенком своей индивидуальности, индивидуальных особенностей других людей и развивать уважительное отношение к ним; способствовать развитию умения анализировать собственные качества.
Техника «Выбор пристанища для души»
Цель: дать возможность участникам по-новому взглянуть на себя, свои качества, определиться в своих жизненных позициях, ценностях, желаниях. Обсуждение этой игры может вывести на разговор о серьезных темах. Игры заимствована из книги Г.А. Цукерман «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» (Рига, 1995). Содержание игры можно найти в свободном доступе в интернете.
Работа с игровой платформой «Полярная звезда» Т.О. Ушаковой
Игра направлена на укрепление самооценки ребенка через осознание своих успехов и достижений. Проводится с использованием метафорических карт. Данной техникой специалист может овладеть самостоятельно. Мы же для более успешного её использования проходили обучение в институте практической психологии «Иматон». Из своего опыта можем отметить, что игра дает положительный результат в формировании «Образа Я».
Работа, направленная на формирование положительного «Образа Я» у детей социально - реабилитационного цента является достаточно длительной, но необходимой для их успешного развития и социализации. Конечно, в своей работе мы комплексно используем и другие техники, упражнения. Однако, заметили, что представленный инструментарий позволяет наиболее быстро и эффективно добиваться поставленных задач.