Работа с новой лексикой на уроках английского языка

Дата публикации: 2020-05-03 15:57:39
Статью разместил(а):
Гареева Гульназ Валиахметовна

Работа с новой лексикой на уроках английского языка

Автор: Гареева Гульназ Валиахметовна

МБОУ "Башкирский лицей им. М. Бурангулова", с Раевский, Альшеевский район, Республика Башкортостан

 

Аннотация: Основная проблема при обучении лексике состоит в том, что слов надо выучить много, а для этого необходимо многократное повторение. Чтобы это повторение не было однообразным и утомительным, нужно использовать различные интересные задания, чтобы учащиеся с удовольствием их выполняли. Ведь всем известно, что хорошо делать ребенок будет только то, что ему интересно.

Ключевые слова: лексика, методы, словари, эффективность обучения.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Английский методист Эндрю Уокли сказал: “Without grammar you can say little, without vocabulary you can say nothing”. C этим высказыванием нельзя не согласиться. Не отрицая важность изучения грамматики, мы понимаем, что намного больше смысловой нагрузки содержится в словах, а не в грамматических конструкциях.

Jane`s father is an economist.

A tiger lives in Africa.

The cat has been playing with a mouse for 3 hours.

Например, предложения, которые представлены выше, сможет понять человек, у которого уровень владения языком elementary по международной шкале уровни изученности английского языка. Причем вся логика будет строится только на главных словах, такие как father, economist, tiger, Africa, cat, play, mouse. Все грамматические конструкции, которые подчеркнуты, будут интуитивно опущены при попытке понять смысл предложений. Таким образом обогащение словарного запаса учащихся – важнейшая задача учителя иностранного языка.

На своих уроках я уделяю особое внимание новой лексики и стараюсь, использовать различные методы, чтобы заученные слова задержались в голове у детей на долгое время.

Что подразумевает собой обогащение словарного запаса?

Конечно же - это количественное увеличение слов. Но также немаловажно уметь пользоваться известными и вновь усвоенными словами в речи.

Обе эти цели я стараюсь реализовать на своих уроках.

Основная проблема изучения лексики – сохранение в памяти обучающихся всех введенных и закрепленных лексических единицы. В своей работе я воздерживаюсь такой схеме повторений слов.

Чтобы запомнить быстро:

Первое повторение- сразу после заучивания

Второе повторение-через 15-20 минут

Третье повторение-через 6-8 часов

Четвертое повторение- через 24 часа.

Чтобы запомнить надолго:

Первое повторение сразу после заучивания.

Второе повторение – через 20-30 минут

Третье повторение - через день.

Четвертое повторение-через две-три недели.

Пятое повторение- через 2-3 месяца.

Конечно, же цель любого учителя иностранного языка - это, чтобы дети запомнили, как можно больше слов и как можно надолго. Я стараюсь комбинировать обе схемы. На схемах наглядно показано сколько раз нужно вернуться к этому слову, чтобы оно прочно закрепилось в нашей памяти.

Организация 90% таких повторных употреблений пассивной лексики и 30–50% активной лексики лежит на авторе учебника. Однако более половины повторений активной и около 10% повторений пассивной лексики должно быть обеспечено учителем в ходе говорения на уроке. Для этого учителю необходимо включать в проект каждого урока перечень не только новых, но и повторяемых в нем слов (слабо усвоенные, давно не употреблявшиеся, нуждающиеся в подкреплении).

Существует бородатая английская шутка, которую сами англичане и придумали. В переводе она звучит следующим образом «пишется Манчестер, читается Ливерпуль». т.е. слово может писаться одним образом, а читаться совсем по-иному. Конечно же существует определенные правила чтения, но исключений очень много, причем, не изучив историю языка, будешь только удивляться необычному чтению того или иного слова.

Поэтому на стадии знакомства с новыми словами самое первое, что я прошу детей читать транскрипции слов. Очень важно научить детей использовать словари с транскрипционным отображением слова или же использовать онлайн словари, где можно прослушать произношение слова. Ведь легче научить, чем переучить ребенка. Если на начальном этапе дети заучивают слова, с которыми их познакомил учитель на уроке, то в старших классах объём слов значительно возрастает и даже если учитель прочтет эти слова на уроке, ученик физически не сможет запомнить все нюансы произношения, поэтому работа со словарями (бумажными или электронными) здесь неизбежна.

Как говорилось выше, чтобы запомнить слова быстро и надолго, нужно их повторять через определенное количество времени. Чтобы это повторение не было однообразным и утомительным, я ищу различные интересные задания, чтобы учащиеся с удовольствием их выполняли. Ведь всем известно, что хорошо делать ребенок будет только то, что ему интересно.

Один из таких приёмов я назвала «Родственники». Представьте, что у вас есть выбор: ваши ученики могут выучить 1 слово или сразу 2-3. Что вы предпочтете? Естественно, мы хотим, чтобы наши ученики научились как можно большему, когда дело касается словарного запаса. Один из способов добиться этого — вводить лексику через родственные слова. Причем, зачастую бывает так, что ребенок запоминает лучше именно производное этого слова. А путем анализа, у него в памяти остается и вновь изученное слово.

Например: вместо одного natureneɪtʃər/ можно дать слова natural(прил.), naturalist(сущ.) Pollute /pəˈluːt/ - pollution (сущ.), polluted (дееприч) 

С детьми среднего звена можно использовать мотивационный прием «Слово дня». Всем известно, что эффективность обучения зависит от эффективности обучающей среды, и учебный кабинет, как часть такой среды, играет немаловажную роль. Пригласите своих учеников стать активными участниками процесса расширения словарного запаса с помощью доски новых слов. Попросите учеников записать новые для них слова, которые они встретят во внешкольной жизни. Слово необходимо записать на небольшой карточке, а на обратной стороне — определение и пример, а карточку — разместить на доске. Каждый учащийся должен познакомиться со словами с этой доски. Через какое-то время можно попросить учащихся придумать и провести с одноклассниками игры с этими словами (кроссворды, сканворды. ребусы и др.), а больше дети мотивируются оценкой. Например, кто запомнил все слова, тот получает наивысший балл. Учащимся обычно нравится, что они «приложили руку», и такие слова запоминаются лучше.

После этапа знакомства с новой лексикой урока, очень эффективно использовать пятиминутное временное заучивание слов. Детям дается пять минут чтобы устно выучить слова и, если ребенок ответил все слова правильно, он получает «+». Такое задание может использоваться, если объем слов небольшой 5-10. Я назвала это задание «5+». Данный прием очень мотивирует детей. Так как плюсики — это балы к будущим оценкам. А тем временем, уже идет вторичный повтор, который приближает их нашей цели: запомнить слова надолго и ввести их в активную лексику.

В завершении урока я использую «Волшебную коробочку». Дети записывают на листочке слово, которое труднее всего запоминается и кладет его в коробочку. Но так как она волшебная, она забирает всю «трудность» у этого слова. Это очень полезный психологический прием. Во- первых, когда ребенок пишет слово, он его снова повторяет и, сам того не замечая, подсознательно выделяет и запоминает трудные места в этом слове. А придя на следующий урок и увидев эту волшебную коробочку, у ребенка из подсознания невольно всплывёт образ слова, которое он написал. Дети верят в волшебство.

Конечно, список стратегий расширения словарного запаса учащихся можно продолжать дальше, и каждый учитель выберет те приемы, которые ему ближе. Главное помнить, работа над лексикой должна быть постоянной и систематичной.