Патриотическое воспитание в ДОУ через реализацию сетевого образовательного проекта
Патриотическое воспитание в ДОУ через реализацию сетевого образовательного проекта "С чего начинается Родина?"
Авторы: Кравченко Татьяна Леонидовна
и Велибекова Людмила Казиевна
МБДОУ № 8, г. Ростов-на-Дону
«Только тот, кто ценит, любит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям, может любить родину, узнать ее, стать ее подлинным патриотом». С. Михалков.
Уже второй год подряд МБДОУ № 8 города Ростова-на-Дону участвует в Федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования».
Современное дошкольное образование нуждается в компетентных специалистах, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Одним из условий для достижения этой цели является участие в профессиональных сообществах. Одним из таких участий является Образовательный сетевой проект «С чего начинается Родина?» в номинации «Системная поддержка традиций и инноваций», Участие в нем позволило детям общаться не только из соседних садов, но и из других регионов средствами интерактивного онлайн общения.
В режиме реального времени у ребят есть возможность показать себя, общаться со сверстниками. Педагоги тоже не остались в стороне, они являются активными участниками.
Для российской системы дошкольного образования приоритеты целей патриотического воспитания всегда находились в русле образовательных традиций. И сегодня актуальность формирования патриотических чувств у детей – дошкольников и в Российском обществе в целом не вызывает сомнений.
Наш коллектив имеет значительный продуктивный опыт совершенствования воспитательной модели образовательной организации. Более 7 лет мы участвовали в реализации 6 инновационных проектов федерального, регионального и муниципального уровней, которые позволили повысить качество и эффективность воспитательной системы ДОУ.
В связи с проводимой работой по формированию нравственности и патриотизма появилась потребность поделиться своим опытом с коллегами, повысить профессиональную компетентность педагогов в области развития нравственности и патриотических чувств у детей, обогатить содержание проводимой работы, разнообразить виды деятельности.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений нашей работы с детьми старшего дошкольного возраста является патриотическое воспитание. Это неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребенка, необходимая предпосылка возрождения отечественной культуры.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в разделе «Общие положения» в пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Приходите к нам в детский сад, и вы сразу почувствуете её. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Знание истории своего народа поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением отнестись к другим народностям.
Ребёнок-дошкольник живёт в окружении взрослых, на основе социального опыта семьи ребёнок получает информацию о культуре человеческих ценностей. Эти ценности формируют начало нравственного сознания. Одновременно у ребёнка происходит открытие своего я, пробуждаются первые представления о Родине, о будущем. Любовь к родителям – основа любви к Родине.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным, или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит от нас - взрослых.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам быть патриотом. Задача педагога – продумать, что показать и рассказать детям.
В детском саду накоплен большой материал по патриотическому воспитанию. Проводятся расширенные педсоветы – «Мы живём в Ростове-на-Дону», выставки фотографий – «Наш город», семейных газет «Берегите природу», конкурсы, акции, экскурсии в музеи.
Мы убеждены, что реализация проекта позволит:
· детям – осознать себя гражданами России, повысить их интерес к истории России, формировать мотивацию служению Родине, способствовать становлению основ социальной ответственности за судьбу России;
· педагогам – сформировать адекватную профессиональную самооценку в контексте достижения воспитательных задач, расширить спектр профессиональных компетенций, сплотить педагогический коллектив;
· образовательной организации – повысить рейтинг ДОУ, достичь позитивных изменений в имидже коллектива.
Реализация проекта дает нам возможность не только идти в ногу со временем, но и сохранять лучшие традиции российского дошкольного образования.
Таким образом, опыт работы с другими ДОУ позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей, их индивидуальных возможностей, решать комплекс образовательных задач, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагогов и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.
В результате реализации проекта в образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Патриотизм не измерить каплями, килограммами и размерами. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Результаты педагогических наблюдений показали положительную динамику развития. У детей улучшились знания. Родители стали нашими единомышленниками. Разрабатывается отдельная программа по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Наши дети мечтают о добре, мире, красоте в своей стране. Мы все педагоги надеемся, что это так и будет.