Изучение темы "Биология - наука о живой природе" с учетом ФГОС ООО третьего поколения
Изучение темы "Биология - наука о живой природе. Методы изучения" с учетом ФГОС ООО третьего поколения
Автор: Михайлова Юлия Сергеевна
ГБОУ «Школа № 1095», г. Москва
Аннотация: В этой статье автор пишет об особенностях изучения темы курса биологии 5 класса «Биология — наука о живой природе. Методы изучения» с учетом ФГОС ООО третьего поколения. Для более детального описания достижений учащихся установлены следующие три уровня достижений: начальный, повышенный и высокий. Особое внимание уделяется личностным результатам.
Ключевые слова: биология, предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты, ФГОС ООО.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования третьего поколения обеспечивает вариативность содержания образовательных программ основного общего образования, возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; единство учебной и воспитательной деятельности; развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире; личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания.
При разработке программ основного общего образования необходимо учитывать различный уровень сложности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. С этой целью необходимо определять следующие результаты: начальный, повышенный, высокий.
ФГОС устанавливает требования к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам (например, осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка).
Начальный (базовый, репродуктивный, предметно-содержательный) уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения. Учащиеся, овладевшие только базовым уровнем, демонстрируют знание основного учебного материала и его применения в знакомых ситуациях. Эти дети испытывают затруднения в тех случаях, когда способ решения учебной задачи неочевиден. В дальнейшем при обучении этих учащихся нужно уделить особое внимание формированию и развитию учебных действий планирования, контроля учебной деятельности, поиска разных решений учебной задачи, использования информации, представленной в разной форме. Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие начальный:
1. Повышенный (продуктивный, содержательно-деятельностный) уровень достижения планируемых результатов.
2. Высокий (творческий, практико-ориентированный, содержательно-личностный) уровень достижения планируемых результатов.
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений целесообразно формировать с учетом интересов этих учащихся. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему, эти учащиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на углубленное изучение предмета.
В примерной рабочей программе определено содержание темы «Биология — наука о живой природе. Методы изучения».
Понятие о жизни. Признаки живого. Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое. Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии. Профессии, связанные с биологией. Связь биологии с другими науками. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. Кабинет биологии. Правила поведения и работы с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников. Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
В соответствии с тематическим каркасом «Биология ООО» выделяют следующие дидактические единицы 1 уровня: биология как наука, методы изучения живой природы, основные признаки живого. Дидактические единицы 2 уровня: значение биологии, биологические исследования, правила безопасной работы, гипотеза, модель, теория, увеличительные приборы, их использование в биологии.
Рассмотрим результаты освоения темы «Биология — наука о живой природе. Методы изучения» в соответствии с выделенными дидактическими единицами.
1. Биология как наука. Значение биологии.
Начальный уровень. Учащиеся должны уметь характеризовать биологию как науку о живой природе, находить в учебных материалах информацию о биологических науках, приводить примеры биологических наук, определять предмет изучения биологии для понимания значения биологии в практической деятельности людей
Повышенный уровень. Сопоставлять предметы изучения естественных наук с предметом изучения биологии для понимания места биологии среди других наук, приводить примеры взаимосвязи биологии с другими науками, преобразовывать информацию о биологических науках из одной формы представления в другую (текст, схема, таблица, изображение).
Высокий уровень. Подбирать аргументы для подтверждения значимости биологических наук в современном мире на основании учебных и неадаптированных текстов, в том числе взаимодействуя в группе.
Личностные результаты. Развитие научной любознательности, интереса к биологической науке. Формирование отношения к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад ученых в развитие мировой биологической науки. Понимание роли биологии в формирование эстетической культуры мира.
2. Методы изучения живого. Биологические исследования, правила безопасной работы, гипотеза, модель, теория, увеличительные приборы, их использование в биологии.
Начальный уровень. Распознавать на основании характерных признаков методы познания живой природы (эксперимент, наблюдение, моделирование) по описаниям и изображениям. Знать строение увеличительных приборов: лупа и микроскоп, их частей, правила работы с микроскопом. Объяснять назначение увеличительных приборов и их частей. Изучать биологические объекты с помощью увеличительных приборов, действуя по инструкции.
Повышенный уровень. Подбирать методы познания (наблюдение, эксперимент, моделирование) для решения учебно-познавательных задач
Подбирать необходимые увеличительные приборы для изучения биологических объектов разных размеров.
Высокий уровень. Комбинировать методы познания для проверки гипотезы, предложенной в готовом виде.
Личностные результаты. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Развитие навыков исследовательской деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками в процессе деятельности. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
3. Основные признаки живого.
Начальный уровень. Учащиеся должны называть признаки живого, классифицировать тела природы на живые и неживые, распознавать признаки живого у конкретных организмов.
Повышенный уровень. Сравнивать признаки живого у растений, животных и грибов, делать выводы об их родстве на основе сходства признаков
Сравнивать признаки живых и неживых тел природы, делать выводы об отличии живой природы от неживой
Доказывать на основе совокупности признаков принадлежность незнакомого тела природы к живому
Высокий уровень. Осуществлять самостоятельный поиск информации о свойствах живых организмов с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и естественно-научных изданий, образовательных интернет-ресурсов), проводить её обработку, представлять в разных формах (схема, таблица, рисунок, текст).
Личностные результаты. Формирование личностных представлений о целостности природы. Эстетическое отношение к живым объектам
Формирование основ экологического сознания.
Для достижения поставленных результатов можно использовать социокультурные и научно-технические ресурсы города. Музеи предлагают обширную культурную и образовательную программу. В Государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева предлагается экскурсионную программу по следующим темам: жизнь океана, загадки моря, зоопарк в капле воды, деревья Москвы в окуляре, кто живёт в пруду, многообразие паразитов, путешествие в микромир и многое другое. Также с учащимися можно посетить Государственный Дарвиновский музей (тематика: многообразие жизни на Земле, почему они такие разные, человек и природа). В Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина для посещения можно выбрать разную тематику, например, об эволюции мира растений, о растениях «самых-самых» (древних, долгоживущих, высоких), о растениях тропических и субтропических и др. Увидеть взаимосвязь живой и неживой природы можно в оранжереях Ботанического сада МГУ имени М.В. Ломоносова «Аптекарский огород».
Список литературы:
1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
2. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др., М.: «Просвещение», 2020 (ФГОС).
3. Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования.