Организация проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся в Центре «Точка роста»
Организация проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся в Центре «Точка роста»
Автор: Одинокая Татьяна Сергеевна
МКОУ Александровская СОШ Россошанского района Воронежской области
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельностьучащихся, Точка роста, химия, биология.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Одна из задач ФГОС - вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Ведь навыки исследовательской деятельности позволят школьникам не только глубже освоить учебный предмет, но и станут фундаментом для дальнейшего обучения в профессиональных учебных заведениях.
Современное общество предъявляет особые требования к выпускникам общеобразовательных учреждений. Для молодых людей важно не только получить хорошие теоретическими знаниями, он и уметь применять их в различных жизненных ситуациях, прогнозировать возможные последствия принятых решений.
Французский писатель, философ и мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо говорил: «Час работы научит больше, чем день объяснения». Его слова стали девизом моей педагогической деятельности, и я стараюсь построить уроки и занятия внеурочной деятельность так, чтобы ребята на практике могли закрепить и отработать полученные знания.
В 2021 году на базе нашей школы открылся центр образования «Точка роста» естественно-научной и технологической направленности. Так как наша школа малокомплектная, нам было поставлено базовое оборудование. Оно позволило более качественно организовать работу в данном направлении.
На базе нашего центра реализуются основные образовательные программы; проходят курсы внеурочной деятельности и занятия дополнительного образования. Значительное количество часов в них отводится практической деятельности с использованием оборудования центра «Точка роста».
Я хочу поделиться опытом организации проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии и химии.
Нашим первым проектом было выращивание рачков артемий. В нем приняли участие учащиеся 6-8 классов. Яйца (цисты) рачков ребята поместили в теплую соленую воду. Через сутки в ёмкости появились личинки артемии. Учащиеся подкармливали их дрожжами и наблюдали за происходящим через веб-камеру, установленную на микроскопе. В ходе работы они научились правильно настраивать микроскоп и камеру, наблюдать за развитием рачков, самостоятельно отслеживать процесс их выведения и кормления. Сделали серия фотоснимков и видеофрагментов этапов развития и жизнедеятельности артемии.
Изучая тему «Жесткость воды» мы провели исследование воды, которую чаще всего используем в быту. Для этого с помощью цифровой лаборатории Relab MS POINT 20 BLE определили электропроводность водопроводной, колодезной и бутилированной воды. Полученные результаты заинтересовали ребят и у нас появилась тема следующего проекта. Мы решили выяснить, как жёсткость воды влияет на рост растений и провести опыты с традесканцией. Ребята посадили 4 образца и регулярно поливали их разной водой: родниковой, колодезной, водопроводной и талой. Данная работа способствовала не только развитию познавательной активности, мышления, формированию исследовательского опыта, но и имела практическую значимость. Выращенные традесканции украсили наш центр.
Так как мы являемся сельскими жителями, ребята с малых лет вместе с родителями трудятся на приусадебных участках и для них важным является вопрос плодородия почв. С учащимися 5 класса мы провели биологический анализ почв села Александровка. Нами были изучены 4 образца, взятых на огородах в разных домохозяйствах. Проводя исследование, учащиеся изучили растительность, произрастающую на данных почвах; определили ферментативную активность почвы с помощью старого рентгеновского снимка; путем ручной разборки подсчитали количество червей в образцах; определили фитотоксичность по прорастанию семян; провели прямое микроскопирование почвенной суспензии.
Весна – время выращивания рассады. Весной 2022 года она появилась и в нашем центре. А вместе с рассадой родился новый проект: «Влияние рН удобрений на рост рассады томатов». Учащиеся 5-9 классов посеяли помидоры. Через неделю после пикировки для проведения опыта были отобраны шесть одинаковых образцов рассады. Под каждый из них ребята внесли разные удобрения, предварительно определив с помощью мультидатчика цифровой лаборатории Relab MSPOINT 20 BLE уровень их рН. Проведя подкормку опытных образцов, следили за их ростом и развитием. На основании проведенного исследования ребята наглядно увидели влияние различных удобрений на рост рассады томатов. Опытные образцы участники проекта посадили дома и осенью рассказали одноклассникам о полученном урожае.
Большую часть времени мы проводим в помещении, поэтому очень важно, чтобы его микроклимат был благоприятным. Десятиклассники обратили внимание, что с началом отопительного сезона они чувствуют себя некомфортно в школьных кабинетах. Предположили, что это обусловлено пониженной влажностью воздуха. Чтобы разобраться с проблемой провели исследование. Ребята измерили влажность воздуха в различных помещениях школы с помощью цифровой лаборатории Relab и выяснили, что показатели ниже санитарных норм, что указывает на сухость воздуха. Ими были определены способы увеличения влажности.
Данная тема заинтересовала ученика 6 класса, и он решил сделать увлажнитель воздуха из доступных компонентов, так как цены на бытовые увлажнители колеблются от 7000 до 25000 рублей, а в бюджете сельской школы нет средств, чтобы оснастить кабинеты данным оборудованием. В ходе работы над проектом были собраны увлажнитель с естественным испарением и ультразвуковой увлажнитель. Себестоимость первого – 659 рублей, второго – 909 рублей.
Обе модели прошли испытание в кабинете химии и биологии. Более эффективной оказался ультразвуковой увлажнитель. Через час работы влажность воздуха в кабинете поднялась до оптимальных значений. Таким образом нам удалось собрать дешевый и эффективный прибор для поддержания влажности воздуха.
Я организую работу как над индивидуальными, так и над групповыми проектами. Вторые имеют ряд преимуществ:
· групповая работа позволяет распределить обязанности между учащимися;
· дает возможность обогащаться опытом других участников;
· происходит сплочение коллектива;
· поднимается статус и самооценка отдельных учащихся;
· закрепляется умение общаться и работать в группе.
Мы стараемся дать выход всем проектам. Ребята успешно защищают их на муниципальных и региональных конкурсах, представляют сверстникам, презентуют учащимся начальных классов. Это позволяет стимулировать юных исследователей на дальнейшую работу и привлекает новых ребят.
Проектная технология создает простор для инициативы и творчества, развивает креативность ученика. Учащиеся, активно занимающиеся проектной и исследовательской деятельностью, более коммуникабельны, легче осваивают учебные предметы, умеют анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Все эти навыки будут востребованы во взрослой жизни и помогут быстрой социализации подростков.
Список литературы:
1. Жилин Д.М., Поваляев О.А., Хоменко С.В. Цифровая лаборатория по химии: метод. пособие. М.: Де’Либри, 2021. 72 с.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2020. 80 с.