Использование электронного образовательного ресурса «Мобильное электронное образование» (МЭО)
Использование электронного образовательного ресурса «Мобильное электронное образование» (МЭО) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Авторы: Носкова Елена Андреевна,
Федина Лариса Николаевна,
Мокрушина Людмила Валентиновна
МАДОУ «Детский сад № 393», г. Пермь
Аннотация: В работе описывается использование современных компьютерных технологий, а именно МЭО в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлены возможности применения МЭО в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Приведены примеры, как именно интерактивные технологии упрощают образовательный процесс. В данной статье описываются трудности, которые испытывают дети с ОВЗ в процессе обучения и способы преодоления этих трудностей с помощью использования МЭО.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, интерактивные технологий, контент МЭО.
Наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей в детских видах деятельности, таких как игра, конструирование, продуктивная и познавательная и другие, используются интерактивные технологии, которые являются эффективным средством обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Термин «интерактивные технологии» встречается у В.В. Гузеева, он определяет их как: «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой». Использование современных технологий предполагает совершенствование предметно-развивающей среды ребёнка, использование интерактивного оборудования, способствующего его развитию, и включает в себя обучение детей посредством образовательной платформы «МЭО» (Мобильное электронное образование).
Содержание контента «МЭО» направлено на решение задач развития детей дошкольного возраста 3-7 лет, в том числе подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ограниченными возможностями здоровья свойственно снижение внимания и работоспособности: у одних детей с ОВЗ максимальное концентрация внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается, а у других - сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Встречаются дети с ОВЗ, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этих детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания; слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.
Внедрение в работу МЭО открывает новые возможности в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ. Звуковая мультипликация привлекает внимание детей, они получают эмоционально-познавательный заряд, вызывающий у них желание изучать, действовать, играть. В интерактивной игре ребёнок отражает свои знания и впечатления, накапливает игровой практический опыт, представленный в форме игровых способов действии. Игровое действие лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране. У детей легче формируются умения ориентироваться на плоскости и в пространстве статики и динамики. Мелкая моторика развивается координацией движения глаз и руки. возникают предпосылки теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию. Ребёнок учится планировать выстраивать логику элементарных событий. У него развивается способность к прогнозированию результатов действия, развитие когнитивной гибкости.
Занятия с использованием МЭО вызывает у детей с ограниченными возможностями здоровья неподдельный интерес, желание заниматься и облегчает процесс усвоения материала. Можно отметить эффективность применения данного ресурса при организации тренировочных упражнений, поскольку даже при многократном выполнении упражнений у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения.
Интересный учебный процесс и выполнение увлекательных задач снимает у детей напряжение и мотивирует их к познанию. Содержание контента МЭО позволяет индивидуализировать процесс обучения, чтобы каждый ребенок мог работать в своем темпе как в группе с педагогом, так и самостоятельно.
Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят проверка правильности выполнения в конце каждого задания, понятное для ребенка (грустный или улыбающийся смайлик)
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в образовании детей с ОВЗ, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей, многими авторами отмечается положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к логопедическим занятиям (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р., Садыкова Г.Г. и др.). Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий.
Нами было отмечено, что в процессе использования интерактивных технологий, детям с ограниченными возможностями здоровья дольше удается удерживать внимание, без подсказок взрослого выполнять инструкцию до конца. Внедрение МЭО в коррекционную работу, оказало положительное влияние и на коммуникативную сферу дошкольников с ОВЗ. Дети охотнее идут на контакт с педагогом и сверстниками, развивается умение работать в команде. С помощью компьютерных технологий реализуется индивидуальный подход, уделяется внимание каждому ребенку, каждый может попробовать выполнить предложенное задание и получить оценку.
В работе используются различные интерактивные формы обучения, а именно: индивидуальная форма, когда педагог взаимодействует с одним обучающимся, который самостоятельно или с помощью выполняет поставленную перед ним задачу. Групповая используется, когда обучающиеся делятся на подгруппы и осуществляют решение поставленных задач сообща); Фронтальная форма, когда педагог работает со всеми обучающимися, задание выполняют все участники одновременно, в едином темпе и с общими задачами.
Таким образом, использование образовательного ресурса «МЭО» позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности коррекционной работы.
Список литературы:
1. Амунова О.С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников.
2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.:, РАО, 1994 – 215с.
3. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. [Текст] / В.В. Гузеев, – М.: Издательство МГУ, 1992 – 420с.
4. Гурьев С.В Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста. Дошкольник и компьютер. / Под ред. Л.А. Леоновой. М., 2004.