Методический кейс педагога-наставника "Модель "Учитель - наставник - молодой педагог"
Методический кейс педагога-наставника "Модель "Учитель - наставник - молодой педагог"
Автор: Попкова Ирина Николаевна
МАОУ "СШ № 66", г. Хабаровск
Аннотация: В настоящее время тема наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование». Приоритетным является профессиональное становление молодого педагога. В данной статье раскрывается модель наставничества «Учитель - наставник - молодой педагог». Выделяются трудности, испытываемые молодым педагогом в процессе работы. Раскрывается цель, задачи и ожидаемые результаты. Указываются этапы по преодолению трудностей в работе молодого педагога и методическая составляющая.
Ключевые слова: наставничество, учитель-наставник, молодой педагог.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь». М. Квинтилиан.
Наставничество в современных условиях образования заслуживает пристального внимания, в нем отражена необходимость молодого педагога получить поддержку и взаимопонимание опытного, профессионально подкованного наставника, который может оказать практическую и теоретическую помощь наставляемому в режиме реального времени.
Трудности молодого педагога:
1. Методические: недостаточный уровень владения методиками преподаваемых предметов, система оценивания, умение планирования воспитательной работы, проведение внеурочной деятельности, дисциплина на уроке.
2. Социальные.
3. Психологические.
В первую очередь наставничество — это универсальная форма передачи знаний, профессионального опыта, формирования компетенций через общение, основанное на доверии и партнерстве. Для того, чтобы помочь молодому коллеге в становлении в профессии я ставлю перед собой следующие:
Цель: создание методических, организационных, партнерских условий для успешной адаптации молодого педагога в школе, повышение уровня профессиональных качеств.
Задачи:
1. Определить уровень профессиональной подготовки.
2. Помочь в адаптации в педагогическом коллективе.
3. Выявить трудности в педагогической деятельности.
4. Создать условия для профессионального развития.
5. Развивать потребности к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
1. Высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую деятельность, жизнь образовательного учреждения, уверенность в собственных силах, развитие потенциала педагогического, творческого, креативного, личного.
2. Улучшение психоэмоционального состояния.
3. Повышение уровня удовлетворения собственной работой.
4. Сведение до минимума конфликтов с педагогами, родителями и учениками.
5. Создание собственных профессиональных работ.
6. Рост качества успеваемости.
7. Умение держать дисциплину в классе во время проведения занятий и на переменах.
8. Желание молодого педагога остаться работать в школе.
Для решения трудностей, которые испытывает молодой педагог использую модель «Учитель- наставник и молодой педагог». Работа построена по следующим этапам:
1. Информационная деятельность.
2. Диагностическая деятельность.
3. Развивающая деятельность (дидактический и воспитательный аспекты).
4. Саморазвитие.
5. Коррекционная деятельность (так как в нашей школе большой процент детей с ОВЗ и мигрантов).
6. Рефлексия и оценка.
Данные этапы раскрываются через план работы с молодым специалистом.
сроки |
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
сентябрь |
1. Ознакомление с программами по предметам начальной школы. 2. Ознакомление с КТП. 3. Ознакомление с составлением технологических карт урока. 4. Ознакомление с ФГОС НОО. 5. Консультация по теме самообразования. 6. Консультации по мере появления трудностей в работе. 7. Посещение уроков с целью оказания методической помощи. |
Умение самостоятельно составлять программы, КТП, технологические карты уроков, выбор темы по самообразованию и работа по ней. |
октябрь |
1. Посещение уроков с целью оказания методической помощи. 2. Оказание помощи при подготовке к ВПР. 3. Консультации по планированию уроков, правилам оценивания ответов учеников, как письменных, так и устных. |
Умение применять традиционные и инновационные метолы обучения, вызывать у учеников интерес по теме урока, объективно давать оценку работы учеников на уроке. |
ноябрь |
1. Работа с электронным журналом, правила заполнения документации отчетности. 2. Консультации по самоанализу проведенного урока. Трудности при самоанализе. 3. Работа по самообразованию. Помощь в выборе темы. 4. Посещение уроков с целью оказания методической помощи. |
Повышение профессионально уровня с учетом достижений, потребностей и трудностей. |
декабрь |
1. Консультация по организации внеклассной работы. 2. Обмен опытом при использовании новых технологий, ИКТ. 3. Посещение уроков с целью оказания методической помощи. |
Умение планирования внеклассной работы, использование разнообразных технологий в воспитательной и учебной деятельности. |
январь |
1. Оказание помощи при подготовке и проведении мероприятия «Неделя начальной школы». 2. Консультация «Санитарно-гигиенические нормы и требования к проведению современного урока». 3. Посещение уроков с целью оказания методической помощи. 4. Открытые уроки. |
Умение выбирать соответствующие методические методы и приемы для осуществления поставленных целей и задач. |
февраль |
1. Консультация по развитию метапредметных результатов у обучающихся. 2. Использование различных способов рефлексии на уроках. 3. Посещение уроков с целью оказания методической помощи. |
Умение определять метапредметные результаты, самостоятельное создание способов рефлексии. |
март |
1. Помощь в составление итоговых проверочных работ по предметам. 2. Посещение уроков с целью оказания методической помощи. |
Умение применения индивидуальных способностей учеников для корректировки и прогнозирования результатов педагогической деятельности. |
апрель |
1. Оказание помощи при составлении отчета по воспитательной работе за год. 2. Консультация и оказание помощи по теме самообразования. 3. Посещение уроков с целью оказания методической помощи. |
Умение самостоятельно составлять отчеты по разным направлениям. |
май |
1. Круглый стол «Итоги аттестации учащихся. Успехи и трудности» на ШМО. 2. Анализ выполнения программ по учебным предметам. 3. Аналитический отчет по итогам работы за год. |
Самооценка готовности продолжения работы в школе, совершенствование методов работы по развитию деятельности молодого педагога. |
В течение года планирование и проведение открытых уроков, уроков взаимопосещения, представление методических наработок, использование инновационных технологий и ИКТ. |
Ожидаемые результаты от проведения таких мероприятий включают в себя повышение профессионального уровня педагогов, улучшение качества образования и поддержку молодых специалистов. Важно помнить, что успешная работа в школе требует постоянного совершенствования методов обучения и использования новых технологий.
Анализируя методическую литературу, работы коллег взяла для себя несколько правил, которые стали основными в моей деятельности:
1. С уважением относиться к молодым педагогам, к их чувствам, мыслям, переживаниям.
2. Быть примером во всем для молодого специалиста.
3. Не критиковать, не осуждать, а поддерживать и находить пути верного решения.
4. Быть дипломатичной.
5. Всегда поддерживать.
6. Не решать проблемы, а помогать в решении.
7. Не забывать о том, что успехи молодого педагога напрямую зависит от наставника, насколько удачно он войдет в коллектив и каким станет учителем.
Важно осознавать, что каждый педагог играет ключевую роль в формировании будущего поколения. Поддержка, взаимопонимание и обмен опытом между коллегами способствуют созданию благоприятной образовательной среды, в которой каждый ученик может достичь успеха. Понимание того, что обучение — это процесс, в котором важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, помогает создать эффективную и стимулирующую среду для развития.
Коллективная работа педагогов также имеет огромное значение. Обмен опытом, конструктивная обратная связь, совместное решение проблем способствуют профессиональному росту не только отдельных педагогов, но и всего учебного заведения в целом. Коллегиальная поддержка помогает создать атмосферу доверия и взаимопонимания, что в свою очередь благоприятно сказывается на обучении и воспитании учащихся.
Каждый ученик уникален, поэтому важно учитывать его индивидуальные особенности при построении образовательного процесса. Адаптивные методики, дифференцированный подход, индивидуальные задания помогут каждому ученику достичь успеха и раскрыть свой потенциал. Важно помнить, что обучение не должно быть стандартизированным, а должно быть направлено на развитие всей личности, включая разум, эмоции, навыки и умения.
Таким образом, педагоги играют фундаментальную роль в формировании будущего поколения. Их профессионализм, эмпатия, готовность к развитию собственных компетенций и коллективная работа способствуют созданию благоприятной образовательной среды, в которой каждый ученик может раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
В заключение хочется привести высказывание Джона К. Кросби, с которым я полностью согласна: «Наставник — это ум, который нужно выбирать, ухо, которое нужно слушать, и толчок в правильном направлении».
Список литературы:
1. Волкова Н.А. Наставничество в школе как ресурсная среда для развития компетенций обучающихся / Н.А. Волкова, И.В. Сычева // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022. - №2. - С.18-21.
2. Гафнер Ю.А. Опыт реализации целевой модели наставничества в форме «преподаватель-преподаватель» // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022. - №2. - С.71-74.
3. Журавлева Н.Н. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования // Вестник педагогических инноваций. - 2022. - №2. - С.14-22.
4. Качина Т.В. Фестиваль практик наставничества: обмен опытом и идеями, экспертиза содержания, совместное продвижение к пониманию сути понятия и многообразия наставничества // Методист. - 2022. - №7. - С.2-4.
5. Организационно-методическое обеспечение наставничества в профессиональной подготовке будущих педагогов / В.А. Адольф [и др.] // Народное образование. - 2022. - №3. - С.115-120.
6. Сасарина Е. Целевая модель наставничества педагога в школе: с чего начать? // Директор школы. - 2022. - №8. - С.15-22.
7. Фредрикссон Е.А. Вместе к вершинам мастерства! / Е.А. Фредрикссон, Д.П. Бойко, Т.М. Кузина // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022. - №2. - С.65-70.
8. Черноусова Л.Н. Проект наставничества: от идеи к результату // Методист. - 2022. - №8. - С.27-29.
9. Ширяева Г.Н. Проектный воркшоп как модель образовательного пространства для наставников / Г.Н. Ширяева, М.Н. Понкратова // Методист. - 2022. - №8. - С.38-40.