Предметно-практическая деятельность в работе с учащимися классов "Особый ребёнок"
Предметно-практическая деятельность в работе с учащимися классов "Особый ребёнок"
Автор: Аранович Виктория Вадимовна
ГБОУ "Школа-интернат № 10 Колпинского района", Санкт-Петербург
Одной из основных целей при обучении и воспитании учащихся с отклонениями в развитии является интеграция их в обществе, следовательно, коррекционная работа должна быть направлена на повышение социально-адаптационных возможностей учащихся.
В свете новых представлений данная работа рассматривается в двух взаимодополняющих аспектах. Это, в первую очередь, приспособление общества к индивиду, что предполагает новый, более гуманный и прогрессивный подход к проблеме, а во-вторых, адаптация индивида к обществу путем максимально возможной компенсации и коррекции отклонений в развитии.
К сожалению, первый аспект является в данный момент в большей степени теоретическим, но постепенно обретает в общественном сознании всё большее значение.
Основное внимание в настоящее время уделяется второму аспекту – адаптации индивида в обществе: развитию собственной активности, элементарной предметной деятельности, познавательного интереса, формированию навыков общения, формированию навыков самообслуживания.
Хочется подробнее рассмотреть раздел «Предметно-практической деятельности» как Коррекционно-адаптационного занятия. Дети с отклонениями в развитии с раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических умений и навыков.
Основной целью работы в данном направлении является формирование конкретных умений и навыков учащихся, обеспечивающих их бытовую независимость от окружающих. Чтобы правильно вести коррекционную работу по предметно-практической деятельности учащихся, необходимо исходить из индивидуальных особенностей познавательной деятельности каждого.
Учителю-дефектологу в повседневной деятельности можно выделить следующие задачи:
1. Исправление неверных, формирование адекватных знаний о предметах окружающей действительности.
2. Развитие навыков и умений, которые, необходимы для социальной адаптации.
3. Обучение детей умению точно, полно и дифференцированно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, различение звуков).
Как показывает опыт работы по предметно-практической деятельности, восприятие цвета труднее усваивается учащимися, чем восприятие формы и величины. Это можно объяснить тем, что в восприятии цвета участвует лишь один анализатор – зрительный, тогда как в восприятие формы и величины включаются тактильно-мышечные анализаторы.
Необходимо работу по этому направлению строить с соблюдением дидактического принципа «от простого - к сложному» и с опорой на зону ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому). Чтобы развитие учащихся в предметно-практической деятельности проходило полноценно, необходимо их учить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию. В процессе восприятия они постепенно накапливают зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Чтобы свойства и отношения предметов, которые воспринимают учащиеся, были оценены – обозначены словом, они должны быть четкими, определенными.
Учащиеся с нарушением интеллекта плохо пользуются способом зрительного соотношения. Столкнувшись с новым заданием, они сразу же переходят к хаотичным движениям, не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Выработку навыков правильных действий с предметами в их взаимоотношениях и взаимном расположении призван обеспечить Коррекционно-развивающий курс «Предметно-практическая деятельность».
Основной формой воздействия на учащихся в коррекционных учреждениях являются специально организованные занятия.
Необходимы такие приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересованность каждого учащегося. Этой цели служат различные дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия педагога на учащегося, которая имеет две цели:
1. Обучающую – ту, которую преследует педагог.
2. Игровую – ту, в которой заинтересованно действует учащийся.
Важно чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый учащийся получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт (действенный и чувственный).
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
При отборе дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Проведение дидактических игр на занятиях предметно-практической деятельностью можно условно разделить на два этапа:
1. Узнавание целых образов предметов (что вызывает у учащихся наибольшие трудности).
2. Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношений частей).
Предлагаем следующие дидактические игры в работе с учащимися по предметно-практической деятельности:
1. «Выбери предметы из двух контрастных цветов». Цель: группировка предметов по цвету в коробки или другие емкости.
2. «Выбери предметы из двух контрастных форм». Цель: группировка предметов по форме в разные коробки.
3. «Выбери одинаковые по величине предметы (большие и маленькие)». Цель: группировка различных предметов по величине.
4. «Подбери к фону». Цель: раскладывание мелких предметов (картинок) на цветные круги, квадраты, тарелочки соответствующие цвету.
5. «Грибки». Цель: подбор втулок (грибков) определенного цвета к соответствующему цветовому полю.
6. «Чудесный мешочек». Цель: узнавать на ощупь один из предметов.
7. «Куда подходит» (Доска Сегена). Цель: поиск фигур и вкладывание в нужную прорезь.
8. «Поищи в окружающем». Цель: находить различные предметы, похожие по форме, цвету, иным характеристикам, в классе.
Развитие пространственной ориентировки:
9. «Что лишнее?». Цель: исключение «лишнего» предмета (по цвету, форме, величине).
10. «Светофор». Цель: перемена вида движения по цветовому сигналу.
После проведенной целенаправленной, систематической работы по предметно-практической деятельности у учащихся появляется и развивается:
1. Интерес к занятиям.
2. Речь.
3. Понимание инструкций более сложного характера.
4. Самостоятельность.
5. Осмысленное выполнение заданий с применением приемов сравнения, самостоятельного исправления ошибок.
6. Более эффективное восприятие помощи.
Работа по формированию адекватной предметно-практической деятельности может быть как индивидуальной, так и подгрупповой.
Предметно практическая деятельность
(пример календарно-тематического планирования - 6-й класс III четверть)
Январь (6 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Работа с водой по методике М. Монтессори |
||
1 |
Перекладывание пробок или шариков |
2 часа |
2 |
Перетекание по трубочкам |
2 часа |
3 |
Взбивание пены |
2 часа |
Февраль (8 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Работа с водой по методике М. Монтессори |
||
1 |
Выжимание губки |
2 часа |
2 |
Переливание воды с помощью пипетки |
2 часа |
3 |
Цветные капли |
2 часа |
4 |
Мытье стола |
2 часа |
Март (6 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Работа с водой по методике М. Монтессори |
||
1 |
Стирка мелких вещей |
2 часа |
2 |
Звенящая вода |
2 часа |
3 |
Вода принимает форму |
2 часа |