Роль адаптивной физической культуры в жизни ребёнка с ОВЗ

Дата публикации: 2021-01-13 05:52:32
Статью разместил(а):
Соколова Мария Борисовна

Роль адаптивной физической культуры в жизни ребёнка с ОВЗ

Автор: Соколова Мария Борисовна

ГБУ «КРОЦ», г. Москва

 

Аннотация: в статье рассматривается важность адаптивной физической культуры в жизни ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, лица с ОВЗ.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что адаптивная физическая культура как учебная дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей.

Адаптивная физическая культура включает в себя несколько областей знания — физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику, сведения медико-биологических и социально-психологических учебных и научных дисциплин. При этом в ней не только обобщаются сведения перечисленных областей и дисциплин, но и формируется новое знание, представляющее собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих областей и дисциплин. Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии. 

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в физической культуры ребенка, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности.

Исследователи выделяют четыре группы функций адаптивной физической культуры: реабилитационные, педагогические, социальные, функции физического воспитания и спорта.

Все функции адаптивной физической культуры реализуются через движение, двигательные действия (физические упражнения), двигательную активность, двигательную (физкультурную) деятельность, в основе которых лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий физическими упражнениями, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, общественными явлениями и процессами, формирующими социальные функции.

Для здоровых детей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, а для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством, методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Для многих лиц с ограниченными возможностями в развитии адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя.

Адаптивная физическая культура ставит задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни. 

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие — общественными и государственными организациями, третьи — родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание. Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

• уроки образовательной направленности–для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

• уроки коррекционно-развивающей направленности – для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

• уроки оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• уроки лечебной направленности – для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п.;

• уроки спортивной направленности– для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

• уроки рекреационной направленности – для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Адаптивная физическая культура обладает высоким уровнем интегрирующего потенциала. Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям АФК формирует мировоззрение и жизненные приоритеты, помогает реализовать стремление к самосовершенствованию, развивать нравственные качества, гармоничное отношение к социуму, что способствует социальной интеграции в общество в качестве активных социальных единиц. Таким образом, адаптивная физическая культура, являясь частью физической и общечеловеческой культуры, выполняет важные социальные и педагогические функции духовного и физического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все педагогические функции имеют предметное выражение в деятельности, сущность которой заключается в многообразном использовании физических упражнений – универсального средства и метода инициации двигательной активности лиц с ОВЗ. Социальные функции органично вплетаются в процесс АФК, развивая духовную сферу, интеллектуальные, психические способности, формируя позитивное отношение к ценностям физической культуры, здоровому стилю жизни.

Адаптивная физическая культура обладает высокой социализирующей силой. Она оказывает широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности, влияет на межличностные отношения, этические ценности, образ жизни. Занятия физической культурой и спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья помогают укрепить физические и личностные качества, воспитать веру в свои силы и возможности, стремление к достижению результата, успех которого зависит прежде всего от трудолюбия, силы воли, целеустремленности, благодаря чему выстраивается система ценностей и установок, определяющая индивида как личность. Смысл в том, что занятия адаптивной физической культурой, если они носят систематический характер, выстраивают распорядок дня и систему приоритетов. В результате АФК становится составляющей частью образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список литературы:

1. Андрюхина Т.В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 - 158 с.

2. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 1. С. 12-14. 

3. Ковалец И.В. Организация и проведение уроков по адаптивной физической культуре в 1-4 классах / И.В. Ковалец. – Москва, 2001.

4. Матвеева,Н.Ю. Ценностный потенциал адаптивной физической культуры / Н.Ю. Матвеева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014.

5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – Москва : Советский спорт, 2003 - 464с.