Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности
Автор: Баштырева Светлана Викторовна
ГБУ «КРОЦ», г. Москва
«Из всех плодов наилучшее приносит хорошее нравственное воспитание». К. Прутков.
Включение детей с ОВЗ в общество- это одна из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного общества. В силу своей индивидуальности и психических возможностей наши воспитанники отличаются своеобразием, неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ОВЗ, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у них меньше. Социализация детей с ОВЗ успешно происходит в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так они овладевают речью, необходимыми знаниями и умениями, у них формируются собственные убеждения, потребности, алгоритмы поведения, закладываются индивидуальные черты характера. Одной из главных задач нашей работы является формирование у воспитанников коммуникативных умений и навыков.
В нашем коррекционно-реабилитационном центре в систему работы по формированию навыков общения включены не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, создаются ситуации общения, знакомые по реальной жизни. Активному общению воспитанники учатся и во внеурочное время. Так внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных умений: развивает мыслительные способности, дарования, склонности воспитанников, расширяет их кругозор, воспитывает высокие нравственные качества, развивает межличностные, коллективные отношения. Неформальная обстановка способствует большему раскрепощению, а также обеспечивает социальную компетентность и умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Все внеклассные занятия разработаны с учетом возрастных и психофизических особенностей, с учетом уровня их умений и навыков. Занятия проводятся по направлениям: проектно-познавательному, духовно-нравственному, адаптивно-спортивному, социальному, творческому, где раскрываются нравственные и познавательные ценности окружающего мира. Работа на внеклассных занятиях ориентирована на воспитание эмоционально-осознанного отношения к окружающему миру, на умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям.
Внеклассные занятия способствуют воспитанию нравственных качеств личности, умению общаться с людьми и проявлять заботу о них, готовности разделить с ними радость и помочь в беде, воспитанию ответственности за свое поведение, поступки. Воспитательные занятия проводятся в форме бесед, часов общения, брифингов, диспутов, дискуссий, практикумов.
В практической деятельности у воспитанников происходит корректировка и развитие навыков общения. Игра является ведущим видом деятельности, поэтому на занятиях используются коммуникативные игры. Для расширения представлений об окружающем мире и для стимулирования речевой активности используются компьютерные программы. Играя, воспитанники учатся следовать установленным правилам, постигать определенные роли социальных отношений, учатся переносить неудачи, переживать успех. Развитие в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Во время проведения занятий, а также самоподготовки систематически используются пальчиковая гимнастика, логопедические зарядки, релаксирующие моменты, дидактические игры.
Все наши воспитанники принимают активное участие в проектной деятельности. Ежегодно мы готовим социальные проекты: «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Большие интеллектуальные игры», «Время вперед». Большой подготовки требуют военные проекты: «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», «Курская битва», «Блокада Ленинграда». В процессе совместной деятельности у воспитанников происходит освоение практических видов: ребята готовят сообщения, презентации, печатают рефераты, сочинения, участвуют в оформлении стендов. На защите проектов готовят сценки, разучивают стихотворения, песни. Вся практическая деятельность выполняется коллективно и способствует развитию коммуникативных навыков и умений.
Преодолеть закомплексованность помогает участие в общешкольных праздниках, мероприятиях. Воспитанники участвуют в спортивных соревнованиях, музыкальных выступлениях: сценках, читают стихи, поют. Выступать и принимать участие любят все ребята и выступают с большим удовольствием.
Ежегодно мы принимаем участие в новогодних спектаклях. Театральная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ОВЗ, а также развития у них коммуникативных навыков. В сказках принимает самое активное участие каждый: кто-то играет роль, кто-то танцует. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в сказках, обучающиеся знакомятся с окружающим миром во всѐм его многообразии через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, еѐ интонационный строй. Задачи театральной деятельности состоят в том, чтобы создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить еѐ взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Важное значение в развитии коммуникативного общения имеют прогулки, экскурсии, где воспитанники могут общаться в неформальной обстановке. На прогулке мы можем поговорить на различные свободные темы, понаблюдать за явлениями в природе, поиграть в игры «Города», «Угадай мелодию», можем попеть в теплое время года, послушать музыку. На экскурсиях, к сожалению, мы бываем нечасто, но все-таки они очень нам интересны и полезны.
Итак, в процессе совместной деятельности наши воспитанники учатся общаться, адекватно выражать свои эмоции, чувства, желания. Навыки общения начинают формироваться с ориентировки в пространстве и времени, с ориентации в мире предметов, с эмоционального развития. Конечно, возможности детей с ОВЗ не так велики как у здоровых детей. И все-таки необучаемых детей нет, только надо подобрать доступное задание и запастись терпением. Для них важны пусть самые незначительные, едва заметные успехи. Вся наша воспитательная деятельность направлена на то, чтобы наши дети были добрыми, дружными, трудолюбивыми, чтобы они могли реализовать эти качества в самостоятельной жизни.
Литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
2. Логинова А.А. Книга моих размышлений. Москва, «Просвещение» 2014.
3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. “Детство-Пресс” Спб, 2004.
4. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: метод. Разработки занятий. М. Новая школа. 1993.
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я: Уроки психологии в средней школе – 3-е изд. М.Генезис, 2010.
6. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики – М.: Педагогическое общество России, 2004.