Формирование информационной компетентности педагогов
Формирование информационной компетентности педагогов
Докладчик: Кошарная Ольга Викторовна
Современный этап развития общества характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации. В наше время цифровых технологий и быстро развивающихся виртуальных ресурсов особенно важен уровень информационной культуры педагога, т.к. от этого в значительной степени зависит успешность его профессиональной деятельности.
Поэтому формирование информационной культуры педагогов и специалистов является не только задачей методической службы, но и одной из задач Программы развития ДОУ.
В Программе развития один из разделов проект «Компетентные коллеги+Я» посвящен развитию профессиональной компетентности педагогов через создание сетевого сообщества, практикующего ИКТ; SMART, БОС и другие эффективные, современные технологии.
Целью такого проекта стало создание инновационной модели сопровождения профессионального и личностного развития педагогов.
Мы посчитали возможным поставить следующие задачи:
1. Создать условия для эффективного функционирования и развития сетевого профессионального сообщества педагогов ДОО.
2. Обеспечить психологическое и методическое сопровождение деятельности профессионального сообщества педагогов ДОО.
3. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме (развитие ИКТ компетентности, активности в инновационной деятельности, результативности самообразования, мотивации на аттестацию).
В составе информационной компетентности педагога мы использовали все четыре составляющие:
- мотивационную;
- когнитивную;
- операционно-деятельностную;
- рефлексивную.
Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. Поэтому было важно сформировать у педагогов следующие практические умения:
- умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;
- умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио и видеоматериалов;
- умение создавать презентации;
- умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;
- умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.
Начав работу с педагогами через группу социальной сети ВК, нам удалось добиться интереса к совместной работе с коллегами, постановки и осознания целей информационной деятельности. А публикация различных рейтингов помогла повысить мотивацию педагогов для достижения собственных результатов. Несомненно, важную роль играет самообучение и взаимообучение педагогов.
Соответственно, увеличился прирост знаний, умений и способностей, появилось желание применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать свою деятельность.
У педагогов возникло стремление узнать больше о информационных технологиях и их возможностях, применить их на практике.
А это в сою очередь обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.
Уже заметны первые результаты нашего проекта:
У педагогов есть возможность:
1. Принять участие в семинарах, мастер-классах, дистанционных консультациях и тренингах по проблематике сообщества;
2. Расширить круг профессионального общения;
3. Обсудить возникающие профессиональные вопросы и проблемы;
4. Поделиться своим мнением, интересными новостями, высказать пожелания, что не исключает порой спорных ситуаций.
Повышение профессиональной компетентности педагогов (развитие ИКТ компетентности, активности в инновационной деятельности, результативности самообразования, влияет на мотивацию педагогов, на публикацию авторского опыта, участие в конкурсном движении.
Так же происходит снижение психологических барьеров к интернет-ресурсам, ИКТ-технологиям и т.д. А это в свою очередь отражается и на повышении качества образовательной деятельности.
Таким образом, формирование информационной компетентности педагога является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней её сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовывать образовательную деятельность с детьми и родителями воспитанников.