Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

«Физминутки» на занятиях в подготовительной к школе группе в ДОУ

Дата публикации: 2020-03-26 10:02:09
Статью разместил(а):
Смирнова Кристина Тароновна

«Физминутки» на занятиях в подготовительной к школе группе в ДОУ

Автор: Смирнова Кристина Тароновна

МАДОУ "Детский сад № 14 "Умка", г.Сыктывкар, Республика Коми

 

Физкультминутки – естественный элемент занятия в ДОУ, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.  Физкультурные минуты я  провожу в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву занятия.

Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном уровне. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение воспитателю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.  

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:  

- упражнения по формированию осанки,  

- укреплению зрения,  

- укрепления мышц рук,  

- отдых позвоночника,  

- релаксационные упражнения для мимики лица,  

- потягивание,  

- массаж области лица,  

- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.  

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время каждого занятия гораздо интенсивнее и с большей результативностью.

Кроме физминуток, я использую гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику. 

Физкультминутки на уроках письма (пальчиковая гимнастика): 

Ножки вместе, спинку прямо (выполняют)   

Мы сидим за пианино.

Мы разучиваем гаммы (ударяют пальчиками по столу)

Ножки вместе, спинку прямо (выполняют).

Ёжик топал по дорожке (постукивание пальчиками  по столу)

И грибочки нёс в лукошке (загибание пальчиков в кулачки)

Чтоб грибочки посчитать (сгибание поочерёдно всех пальчиков)

Надо пальцы загибать (сгибание и разгибание кулачков). 

Упражнения  для глаз:

Крепко зажмурить глаза на 3-5 с., затем открыть глаза на 3-5 с. (6-8 раз).

Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения и способствует расслаблению мышц глаз.

Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Способствует улучшению кровообращения.

Медленно переводить взгляд справа налево и наоборот.

Укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

Посмотреть вверх, медленно перевести взгляд сверху вниз и обратно.

Укрепляет мышцы глаз вертикального действия и совершенствует их координацию.

Посмотреть вверх, вниз, в правую и в левую сторону, круговые движения. (6-8 раз).

Совершенствует сложное движение глаз. 

Комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в группе. 

- физкультурные минутки, включающие комплексы утренней гимнастики

- общеразвивающие  упражнения на, активные переменки.

Каждое утро мы начинаем с утренней гимнастики.

Цель утренней гимнастики – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения.

Основу гимнастики до занятий составляют физические упражнения для различных мышечных групп. В утренний комплекс должны включаться упражнения для мышц верхнего плечевого пояса (движения руками и головой), мышц спины и брюшного пресса (наклоны вперед, назад, в стороны), мышц нижних конечностей (приседания, выпады), подскоки. Заканчивать комплекс необходимо ходьбой на месте.

И.п.: руки на поясе, ноги на ширине плеч.
1. Наклоны головы вправо-влево.
2. Руки на поясе, поднять руки к плечам, вверх, потянуться.
3. Руки на поясе, повороты туловища вправо-влево.
4. Руки подняты вверх, наклоны с вытянутыми руками вправо – вперед – влево.
5. Руки на поясе, прыжки на месте с хлопками на внимание: впереди – вверху – за спиной (с возвращением рук на пояс на каждый второй счет).
6. Ходьба на месте, колено поднимается до прямого угла, носок оттянут вниз.

Утренняя гимнастика нацелена на то, чтобы дети проснулись. Поэтому она должна заряжать их положительными эмоциями, которые мы передаем детям через наше общение с ними. Это примерно звучит так:

– Доброе утро, ребята! Улыбнитесь друг другу!
– Приятного вам дня, ребята! Успехов в работе! Во время гимнастики я периодически приободряю их словами: «Молодцы! Умницы!» Для  каждого ребенка важно, когда его  хвалят!

Похвалите, и вы увидите, как улучшится их настроение.

Физкультминутки подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания. Предпочтение отдаётся упражнениям для утомлённых групп мышц: физкультминутки для мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса, для снятия напряжения с мышц туловища.

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения: 

а) Исходное положение - сидя на стуле.

1 - голову наклонить вправо; 2 - исходное положение;

3 - голову наклонить влево; 4 - исходное положение;

5 - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6 - исходное положение.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

б) Исходное положение - стоя, руки на поясе.

1 - поворот головы направо; 2 - исходное положение;
3 - поворот головы налево; 4 - исходное положение.

Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а) Исходное положение - стоя, руки на поясе.

1 - правую руку вперёд, левую вверх;

2 - переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза.

Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд.

Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний,

б) Исходное положение - сидя или стоя.

Кисти тыльной стороной на поясе.

1-2 - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд;

3-4 - локти назад, прогнуться.

Повторить 5-6 раз.

Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно.

Темп медленный.

в) Исходное положение - сидя, руки вверх.

1 - сжать кисти в кулак;

2 - разжать кисти.

Повторить 6-8 раз.

Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища, 

а) Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки за голову.

1-5 - круговые движения тазом в одну сторону;

4-6-круговые движения тазом в другую сторону;

7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить 4-6 раз. Темп средний,

б) Исходное положение - стойка, ноги врозь.

1-2 - наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх;

3-4 - исходное положение; 5-8 - то же в другую сторону.

Повторить 5-6 раз. Темп средний.

 

Литература:

1. Абрамов Э.Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. – 53 с. 

2. Алямовская В.Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания Москва – 2000г. 

3. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006. 

4.  Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» Москва, Мозаика – Синтез – 2000г. 

5. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова //Методист. — 2007. — №2. 

 

. . . . .