Современные подходы к процессу воспитания у дошкольников любви к семье, родному дому, городу
Современные подходы к процессу воспитания у дошкольников любви к семье, родному дому, городу
Автор: Плюснина Лариса Васильевна
МКДОУ "Д/с № 19 "Сказка", г. Омутнинск
Аннотация: Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф.Бекон
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
· воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
· формирование бережного отношения к природе и всему живому;
· воспитание уважения к труду;
· развитие интереса к русским традициям и промыслам;
· формирование элементарных знаний о правах человека;
· расширение представлений о городах России;
· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины - оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, которое имеет первостепенное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. У педагога стоит задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Знакомя детей с родным городом, я провожу беседы «По улицам нашего города», «Достопримечательности города», «Мой любимый город», «Лучше нет родного края» и рассказываю детям, что наш город славен своей историей происхождения, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Внимание детей я привлекаю к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, магазин, аптека, библиотека и т.д., рассказываю об их назначении, подчеркивая, что все это создано для удобства людей, а изучая улицы города, рассказываю в честь кого они названы.
Детям объясняю, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого провожу экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу" и т.д. Важно чтобы ребенок понимал, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
В своей работе я знакомлю детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Воспитывая у детей любовь к своему городу, мы подведем их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
· повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
· везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
· повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
· люди берегут и охраняют природу;
· есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Дети изучая эту тему узнают, что нашу страну и наш город населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются познавательно-исследовательская деятельность она повышает детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Приучая детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагая найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы.
В игровой деятельности дети расширяют свои знания и закрепляют изученное: «Мой адрес», «Город и село», «Городской транспорт», «Что я видел на улице города», «Строим многоэтажный дом», «Магазин», « В наш город приехал зоопарк» и т.д.
Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Ангаре, по Байкалу, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование «Вечерний город», «Деревья в нашем парке», «Автобус едет по улице», «Река Ангара»).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, по району или селу, посещение с родителями отдельных предприятий, музеев и мероприятий, которые проходят в нашем городе. Итоги таких экскурсий мы оформляем фотовыставку и фотоальбомы.
Хорошо бы, родители вместе с детьми активно включались в работу группы и знакомили детей с историей города, а также с местными традиционными праздниками. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Список литературы:
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС, Москва, Просвещение, 2014 год.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". ФГОС, Москва, Просвещение, 2014 год.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.., Комплексные занятия по программе "От рождения до школы", Москва, Просвещение, 2014 год.