Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Адаптация детей раннего возраста

Дата публикации: 2020-05-22 15:28:11
Статью разместил(а):
Дьячкова Елена Викторовна

Адаптация детей раннего возраста

Автор: Дьячкова Елена Викторовна

ГБОУ "Школа № 1492", г. Москва

 

Аннотация: В статье описывается опыт адаптации детей к детскому саду.

Ключевые слова: дошкольники, адаптация.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Ребенок – самая большая ценность в нашей жизни. И как помочь маленькому человечку адаптироваться в этом большом мире.

Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка.

Изменившиеся социальные условия в обществе, нарастание в нем материальных проблем и этических противоречий не может не повлиять на ситуацию в дошкольном образовании. Все чаще и чаще воспитатели вынуждены работать в чрезвычайно сложных педагогических условиях.

Родители, часто просто игнорируя интересы собственных детей, приводят их в детские учреждения неподготовленными: не умеющими есть и одеваться самостоятельно, не контролирующими свои естественные потребности, не соблюдающими элементарные нормы поведения в коллективе. 

Педагогический коллектив нашей группы раннего возраста поставил перед собой цель – создать условия для согласованности действий родителей и воспитателей по сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. 

Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.

Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только ухудшает ситуацию. Они часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи. Поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, перестраиваться под режим детского сада.

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность от одного месяца до полугода.

После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей – период компенсации.Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Ему нравится ходить в сад.

Задачи первой встречи с семьей:

- провести предварительную диагностику ребенка;

- выявить особенности семейного воспитания;

- дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;

- прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;

- дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.

Исследование развития социальных навыков ребенка, таких как:

- уверенность в себе;

- самостоятельность, инициативность;

- способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым;

- эмоциональная чувствительность;

- усвоение простейших норм и правил поведения.

Беседа с родителями опирается на вопросы:

- о причинах помещения ребенка в детский сад,

- на исследование родительских ожиданий, связанных с этим,

- на осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий и от кого это зависит,

- от кого зависит благополучие ребенка в детском саду,

- чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой,

- в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду,

- ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к детскому саду и, в соответствии с этим, различных вариантов введения детей в группу,

- советы родителям по подготовке их ребенка к детскому саду.

Установление доверительных отношений.

Знакомясь с родителями и ребенком дать возможность осмотреться, освоиться в новом для себя пространстве. Ненавязчиво наблюдать, если малыш внимательно рассматривает интерьер, игрушки, взрослых, если, устанавливая зрительный контакт, обращается с вопросом к взрослому. Чаще всего такие дети легко привыкают к детскому саду.

Если ребенок жмется к родителям, не желает общаться с взрослым, не торопиться, дать малышу еще пару минут. Заняться какой-нибудь привлекательной для малыша деятельностью. Для того чтобы ребенок почувствовал себя спокойнее, направлять его внимание на телесные ощущения (потрогать). Включение телесных ощущений снижает тревогу ребенка и позволяет установить контакт.

Сначала это контакт через совместно переживаемые телесные ощущения (я чувствую то же, что и ты), а затем и через непосредственные телесные прикосновения, когда мы касаемся ручки ребенка, а он касается нашей ладони. Если ребенок прикоснулся к взрослому, если нам удалось установить и удержать с ним зрительный контакт, можно считать, что первый этап установления отношений пройден. Если не удается самостоятельно установить отношения с ребенком, надо попытаться сделать это через родителей.

У детей, отношения с которыми удается установить только через родителей, высока вероятность тяжелой адаптации.

Исследования развития социальных навыков ребенка.

Уверенность.

- как ребенок входит в группу, он заходит сам или его подталкивают в спину, либо тянут за собой родители?

- как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение?

- проявляет ли активность?

- стремится ли исследовать окружающий мир?

Самостоятельность.

- способен ли ребенок занять себя?

- сумеет ли в данных обстоятельствах развернуть игровые действия?

- уровень развития активной речи ребенка.

- частота обращения за поддержкой к родным.

Сотрудничество.

- придерживается ли ребенок общих  правил норм?

- как реагирует на введение ограничений, на замечания и поощрения, на изменение тона речи собеседника?

- проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая внимания взрослого к чему-либо?

-  обращается ли за помощью к взрослому?

- внешний вид малыша, эмоциональная выразительность или скупость эмоций.

По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможностей адаптации его и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.

Прогноз вероятной степени адаптации ребенка.

1. Легкая адаптация.

Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициатив, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использовать в игре предметы – заместители, например, понарошку кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются.

Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся  специалисту, проявляют инициативу и самостоятельность.

2. Адаптация средней тяжести.

Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями взрослого. Напряженность постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушить установленные правила и нормы поведения.

Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: не бери, не разбрасывай, веди себя хорошо. Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком, со специалистом они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

3. Тяжелая адаптация.

Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечания или похвала оставляют ребенка безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем.

4. Очень тяжелая адаптация.

С ребенком  за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистом, демонстрируют свою компетентность во всех вопросах.

Срок адаптационного периода в детском саду необходим всем, даже абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению детям, чтобы не подвергать их физическое здоровье серьезным испытаниям, а психику – стрессу.

Перед педагогами группы раннего возраста была поставлена цель:

Разработать комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Для достижения поставленной цели были намечены задачи:

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

2. Создать условия для успешного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

3. Формирование эмоционального контакта и доверия детей на основе совместных игр и самостоятельных упражнений. 

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:

- в игровой зоне поместили игрушки, горка, мягкие модули, которые можно использовать как для конструирования, так и для мебели – все строится здесь по мере надобности;

- дидактические пособия: рамки-вкладыши, пирамидки, кубики, матрешки расположились на полках, которые доступны детям.

- имеется небольшой «домик под столом», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть;

- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие.

Пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики, игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня, объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье (режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад.

- до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время для посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада, посоветовать в первые дни приводить ребенка накормленным во время, соответствующее концу завтрака;

- обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно папа или бабушка (дедушка);

- помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно, реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день пребывания в группе;  

- вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению детского сада

- с помощью анкетирования обсудить, как можно облегчить привыкание ребенка к новой обстановке;

- обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей – потребность в постоянстве окружения. Максимально приблизить условия окружения к домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.)

Нельзя насильно заставлять делать что-то по-другому:

- объяснить, что капризы, упрямство, ухудшение сна и аппетита – временные реакции, которые можно преодолеть особым вниманием и чуткостью, но не заласкиванием, помощью во всем, чего он просит, компенсацией возможного недосыпания и недоедания, обеспечением покоя, во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего;

- вести адаптационные листы, которые помогут отследить течение адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса.

При отслеживании течения адаптации каждого ребенка и вовремя принятых мер по облегчению этого процесса, скорректированных воспитательных воздействий, удалось достичь определенных результатов.

 

Литература: 

1. Алямовская В. Ясли – это серьёзно. - М.: Линка–Пресс, 1999 г. – 145 с.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина,   1972 г. – 304 с.

3. Арнаутова Е.П., Парамонова А.А. Сама в садик я ходила. - М.: Карапуз, 2004 г.– 70 с.

4. Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребёнка. - М.: АСТ–Пресс, 2000 г.– 429 с.

5. Воспитание и  обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада. Под редакцией Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986 г. – 173 с.

6. Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко О.И. Дошкольное учреждение и семья. - М.: Линка–Пресс, 2001 г. – 183 с.

7. Калинина Р. Адаптация дошкольника к условиям детского сада. - СПБ: Речь, 2002 г. – 54 с.

8. Линч П. Младенец и ребёнок. Развитие ребёнка от рождения до пяти лет. - М.: Педагогика – Пресс, 1992 г. – 298 с.

9. Психологический словарь. Под редакцией Петровского А.В., Орошевского М.Г. - М.: Издательство политической литературы, 1990 г. – 492 с.

10. Кононова И.М. Закономерности периода раннего детства//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003 г. – №2 . – С.95-97.

11. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики  и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду // Психолог в детском саду. – 2003 г. – № 1. – С. 24-48.

. . . . .