Педагогический проект «Родной свой край люби и знай»
Педагогический проект «Родной свой край люби и знай»
Автор: Перова Ирина Александровна
СП "Детский сад "Светлячок" ГБОУ "СОШ № 1 им. И.М.Кузнецова", с. Б.Черниговка
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими Черниговку. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным селом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного села, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Черниговки.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о Черниговке (это показало анкетирование педагогов), отсутствует система по ознакомлению с родным селом в детском саду.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.
К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой …, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится …»
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – Большой Черниговкой в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свое село, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта «Родной свой край люби и знай».
Цель: сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям села, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Черниговки через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.
Целевая группа проекта – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители.
Задачи.
1. Разработать и апробировать модифицированную программу ознакомления детей с родным селом.
2. Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познакомить детей с историей села и его культурными ценностями.
3. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом.
4. Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного села.
Прогнозируемый результат.
1. Разработанная и апробированная модифицированная программа ознакомления детей с родным селом.
2. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории села и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
3. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
4. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Критерии.
1. Диагностика уровня сформированности знаний и представлений детей.
2. Анкета для родителей воспитанников.
3. Анкета для педагогов ДОО.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры села Большая Черниговка, поможет сформировать заботливое отношение к родному селу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя черниговцем. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Я считаю данный проект универсальным, его возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, знаменитых жителях Черниговки доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном селе, его истории, достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного села,
3) повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном селе.
Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета, вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о селе Б. Черниговка у родителей оказался невысок, но многие отметили необходимость воспитания у детей любви к родному селу, уважения к его жителям.
Воспитатель Перова И.А. организовала творческую группу педагогов, которая разработала план консультаций, семинаров-практикумов для повышения уровня компетентности сотрудников детского сада и обучила всех педагогов ДОО.
Следующим шагом стало создание плана-программы для детей 5-7 лет «Родной свой край, люби и знай». С целью выявления уровня знаний и представлений детей была разработана методика диагностирования и диагностическая карта для фиксации полученных результатов.
II этап – основной, включает в себя:
1) еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом модифицированной программы «Знай и люби свое село»,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по селу, улицам,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного села ежемесячно проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников или межгрупповые мероприятия. Это может быть игра-путешествие, литературная гостиная, КВН, интеллектуальные игры, устный журнал и пр.
Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности были организованны краеведческие мини-центры. Мини-центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров постоянно пополняются, изменяются. Развивающая среда полностью соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.
В ДОО традиционно проходят выставки детского творчества:
· «Осень в нашем селе»,
· «С Новым годом, Черниговцы!»,
· «Весна в нашем селе»,
· «Герои Е. Елиной и П. Руденко».
Кроме того, регулярно демонстрируются семейные коллекции и коллекции сотрудников детского сада (коллекции самодельных кукол, сувениров и т.д.).
Одним из результатов работы по изучению традиционного быта, истории родного села стал макет «Кукольная страна». Дети по старинным технологиям сделали кукол и макет русской избы.
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2) повторное анкетирование родителей,
3) анкетирование педагогов,
4) педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края» Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Содержание проектной деятельности:
Время проведения |
Тема |
Цели |
Форма проведения |
сентябрь |
«Знаешь ли ты свое село?» |
Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию |
Беседа, анкетирование |
2. «Угадай, где я нахожусь?» |
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села |
Дидактическая игра |
|
3. «Где я отдыхал летом» |
Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке |
Рисование |
|
октябрь |
«История возникновения родного села» |
Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села |
Занятие |
«Центральная улица села» |
Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную |
Дидактическая игра |
|
«Улицы родного села» |
Учить передавать красоту родного села |
Изобразительная деятельность |
|
«К 165-летию с. Б. Черниговка» |
Познакомить родителей с историей образования села и его достижениями. |
Оформление стенда для родителей |
|
ноябрь |
«Достопримечательности родного села» |
Закрепить знания детей о достопримечательностях села. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками села |
Занятие |
«Найди отличия» |
Сравнивать особенности старого и современного села |
Дидактические игры7 |
|
«Русская изба в нашем селе» |
Знакомить детей с историей строительства домов |
Изготовление мини-музея. |
|
«Придумай названия будущим улицам села» |
Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали |
Творческое задание |
|
декабрь |
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» |
Учить детей отличать профессии села от профессий города. |
Дидактические игры |
«Все профессии важны» |
Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда |
Сюжетно-ролевые игры |
|
«Делу – время, потехе – час» |
Закреплять знание русского фольклора |
Конкурс пословиц и поговорок |
|
«Предприятия родного села» |
Расширять знания о предприятиях села, изготавливаемой продукции |
Занятие |
|
январь |
«Флора и фауна с. Б. Черниговка» |
Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире села, района |
Экскурсия в музей |
«Кто живет в степях Черниговки?» |
|
Вечер загадок |
|
«Поможем птицам зимой» |
Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе села |
Акция |
|
«Птицы и животные нашего села» |
Формирование знаний о птицах и животных нашей области, села и района поиск необходимой информации совместно с родителями. |
Изготовление альбома |
|
«Знай и люби родную природу» |
Вызвать желание больше узнать об особенностях природы села, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. |
Занятие |
|
февраль |
«Откуда хлеб пришел» |
Познакомить с историей выращивания хлеба в нашем селе. |
Оформление альбома |
«Узнай на вкус» |
Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий |
Игра |
|
|
«Булочная» |
Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу |
Сюжетно – ролевая игра |
«Край наш – хлеборобный» |
Вызвать интерес к процессу выращивания хлеба в настоящее время и изготовление в современных условиях |
Занятие |
|
март |
«Полезные привычки» |
Пропаганда здорового образа жизни |
Беседа |
«Веселые старты» |
Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья |
Спортивные соревнования |
|
«ДЮСШ» |
Дать детям знания о спортивных комплексах села |
Экскурсия в местечко Сибирь и спортивную школу |
|
«Я спорт люблю» |
Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного села, вызвать желание заниматься спортом. |
Занятие |
|
«Крестьянская изба» |
Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. |
Экскурсия в музей |
|
|
«Что лишнее?» |
Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей села. |
Дидактическая игра |
апрель |
Макет с Б. Черниговка, символика |
Формирование познавательного интереса к природе нашего села углублять представление о флоре и фауне. |
Аппликация, рисование |
Сделаем наше село чище |
Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. |
Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями |
|
«Моя Родина – Черниговка» |
Обобщить знания о флоре и фауне родного села; закрепить знание русских пословиц и поговорок |
Защита проекта |
|
май |
«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами |
Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ формировать представления о празднике День Победы |
Встреча с ветеранами |
«Боевая слава нашего села» |
Сформировать представление о героизме, подвиге. |
Экскурсия воинов ВОВ |
|
|
«Спортивные состязания» |
Соревнования между воспитанниками д/садов в ДЮСШе |
|
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» |
Выявление усвоенных знаний детьми |
Диагностика |