Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Педагогический проект «Родной свой край люби и знай»

Дата публикации: 2020-06-21 16:02:49
Статью разместил(а):
Перова Ирина Александровна

Педагогический проект «Родной свой край люби и знай»

Автор: Перова Ирина Александровна

СП "Детский сад "Светлячок" ГБОУ "СОШ № 1 им. И.М.Кузнецова", с. Б.Черниговка

 

                                                              «Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом, его  достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими Черниговку. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным селом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного села, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Черниговки.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о Черниговке (это показало анкетирование педагогов), отсутствует система по ознакомлению с родным  селом в детском саду.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.

К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой …, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится …»

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – Большой Черниговкой  в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свое село, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта «Родной свой  край люби и знай».

Цель: сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям села, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Черниговки через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.

Целевая группа проекта – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители.

Задачи.

1. Разработать и апробировать модифицированную программу ознакомления детей с родным  селом.

2. Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познакомить детей с историей  села и его культурными ценностями.

3. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом.

4. Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного села.

Прогнозируемый результат.

1. Разработанная и апробированная модифицированная программа ознакомления детей с родным селом.

2. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории села и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

3. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

4. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Критерии.

1. Диагностика уровня сформированности знаний и представлений детей.

2. Анкета для родителей воспитанников.

3. Анкета для педагогов ДОО.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры села Большая Черниговка, поможет сформировать заботливое отношение к родному селу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя черниговцем. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Я считаю данный проект универсальным, его возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, знаменитых жителях Черниговки доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном селе, его истории, достопримечательностей,

2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности  знаний и представлений об истории и культуре родного села,

3) повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном селе.

Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета, вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о селе Б. Черниговка у родителей оказался невысок, но многие отметили необходимость воспитания у детей любви к родному селу, уважения к его жителям.

Воспитатель Перова И.А. организовала творческую группу педагогов, которая разработала план консультаций, семинаров-практикумов для повышения уровня компетентности сотрудников детского сада и обучила всех педагогов ДОО.

Следующим шагом стало создание плана-программы для детей 5-7 лет «Родной свой край, люби и знай». С целью выявления уровня знаний и представлений детей была разработана методика диагностирования и диагностическая карта для фиксации полученных результатов.

II этап – основной, включает в себя:

1) еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом модифицированной программы «Знай и люби свое село»,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,

4) экскурсии по селу, улицам,

5) пополнение развивающей среды,

6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного села ежемесячно проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников или межгрупповые мероприятия. Это может быть игра-путешествие, литературная гостиная, КВН, интеллектуальные игры, устный журнал и пр.

Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности были организованны краеведческие мини-центры. Мини-центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров постоянно пополняются, изменяются. Развивающая среда полностью соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.   

В ДОО традиционно проходят выставки детского творчества:

· «Осень в нашем селе»,

· «С Новым годом, Черниговцы!»,

· «Весна в нашем селе», 

· «Герои Е. Елиной и П. Руденко». 

Кроме того, регулярно демонстрируются семейные коллекции и коллекции сотрудников детского сада (коллекции  самодельных кукол, сувениров и т.д.).

Одним из результатов работы по изучению традиционного быта, истории родного села стал макет «Кукольная страна».  Дети по старинным технологиям сделали кукол и макет русской избы.

III этап – итоговый, включает в себя:

1) итоговое диагностирование детей,

2) повторное анкетирование родителей,

3) анкетирование педагогов,

4) педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края» Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Содержание проектной деятельности:

Время проведения  

Тема  

Цели  

Форма проведения  

сентябрь

«Знаешь ли ты свое село?»   

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию  

Беседа, анкетирование  

2. «Угадай, где я нахожусь?»  

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села  

Дидактическая игра  

3. «Где я отдыхал летом»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке  

Рисование  

октябрь

«История возникновения родного села»  

Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села  

Занятие  

«Центральная улица села»  

Сравнить улицу первоначальную  (увиденную на фото) и современную  

Дидактическая игра  

«Улицы родного села»  

Учить передавать красоту родного села  

Изобразительная деятельность  

«К 165-летию с. Б. Черниговка»  

Познакомить родителей с историей образования села и его достижениями.  

Оформление стенда для родителей  

ноябрь

«Достопримечательности родного села»  

Закрепить знания детей о достопримечательностях села. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками села  

Занятие  

«Найди отличия»  

Сравнивать особенности старого и современного села  

Дидактические игры7

«Русская изба в нашем селе»  

Знакомить детей с историей строительства домов  

Изготовление мини-музея.  

«Придумай названия будущим улицам села»  

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали  

Творческое задание  

декабрь

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» 

Учить детей отличать профессии села от профессий города. 

Дидактические игры  

«Все профессии важны»

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда 

Сюжетно-ролевые игры 

«Делу – время, потехе – час» 

Закреплять знание русского фольклора 

Конкурс пословиц и поговорок 

«Предприятия родного села» 

Расширять знания о предприятиях села, изготавливаемой продукции 

Занятие

январь

«Флора и фауна с. Б. Черниговка»  

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире села, района 

Экскурсия в музей  

«Кто живет в степях Черниговки?»  

 

Вечер загадок  

«Поможем птицам зимой»  

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе села  

Акция  

«Птицы  и животные нашего села»  

Формирование знаний о птицах  и животных нашей области, села и района поиск необходимой информации совместно с родителями.  

Изготовление альбома  

«Знай и люби родную природу»  

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы села, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.  

Занятие  

февраль 

«Откуда хлеб пришел»  

Познакомить с историей выращивания хлеба в нашем селе.  

Оформление альбома  

«Узнай на вкус»  

Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий  

Игра  

 

«Булочная»  

Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу  

Сюжетно – ролевая игра  

«Край наш – хлеборобный»  

Вызвать интерес к процессу  выращивания хлеба  в настоящее время и изготовление в современных условиях  

Занятие  

март

«Полезные привычки»  

Пропаганда здорового образа жизни  

Беседа  

«Веселые старты»  

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья  

Спортивные соревнования  

«ДЮСШ»  

Дать детям знания о спортивных комплексах села  

Экскурсия  в местечко Сибирь и спортивную школу 

«Я спорт люблю»  

Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного села, вызвать желание заниматься спортом.  

Занятие  

«Крестьянская изба» 

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. 

Экскурсия в музей 

 

«Что лишнее?» 

Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей села. 

Дидактическая игра 

апрель

Макет с Б. Черниговка, символика  

Формирование познавательного интереса к природе нашего села углублять представление о флоре и фауне.  

Аппликация, рисование 

Сделаем наше село чище  

Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.  

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями 

«Моя Родина – Черниговка»  

Обобщить знания о флоре и фауне родного села;  закрепить знание русских пословиц и поговорок  

Защита проекта  

май

«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами 

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ формировать представления о празднике День Победы 

Встреча с ветеранами  

«Боевая слава нашего села»  

Сформировать представление о героизме, подвиге.  

Экскурсия воинов ВОВ  

 

«Спортивные состязания»  

Соревнования между  воспитанниками д/садов в ДЮСШе  

 

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»  

Выявление усвоенных знаний детьми  

Диагностика  

. . . . .