Особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Автор: Русакова Елена Юрьевна
МКДОУ "Детский сад № 77", г. Новосибирск
Аннотация: В статье описаны особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, приведены примеры неточного употребления слов, смысловых замен.
Ключевые слова: предикативный словарь, лексика, недоразвитие речи.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребёнка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено связью ребенка с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых, их общением с ребёнком.
Также развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой находится ребёнок. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения опыта ребёнка формируется словарь ребёнка. Если недостатки словаря не выявлены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а иногда и неуспеваемости.
Развитие словаря оказывает большое влияние на развитие компонентов языковой системы и формирование речевой коммуникации ребенка. Словарь является необходимым условием для развития грамматического строя речи, для умения построить связное высказывание.
У детей 5-6 лет игровая деятельность остаётся одной из ведущих, и потому целесообразно ввести в процессы диагностики и обучения игровые моменты, а процесс обучения требует дополнительного усилия со стороны педагога. Процесс освоения предикативного словаря детьми с общим недоразвитием речи остается сложным и медленным процессом.
Нарушения процессов развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи у детей 5-6 лет проявляются в ограниченном словарном запасе, неточном употреблении слов, в смысловых заменах, неумении подобрать антонимы, синонимы, обобщающие слова.
Дети понимают значение многих слов, однако использование их в свободной речи затруднено. У детей наблюдаются трудности при подборе синонимов и антонимов к большинству слов, что объясняется маленьким словарным запасом, неумением выделить в структуре значения слова основной признак, сопоставить слова по существенному признаку. Задания на подбор синонимов и антонимов выполняются детьми при условии активного поиска слова с одинаковым или противоположным значением.
Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае, ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов. Таким образом, первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью.
Признаком лексических нарушений речи являются частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, то есть неточное их употребление (санки - лыжи; кровать - диван; стул - кресло - табуретка; бегать - ходить - ползать) и свидетельствуют как о бедности словарного запаса ребенка, так и о недостаточно точном понимании им значений слов.
Так же длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого также свидетельствует о нарушениях лексики. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов. Ребенок вынужден «разыскивать» их в своей памяти. Процесс поиска слова осуществляется медленно, недостаточно автоматизировано, на его течение влияют смысловые и звуковые ассоциации. Поиск нужного слова осуществляется на основе звукового образа слова, что часто приводит к использованию слова близкого по звучанию, но другого значения (например, кисть – куст, паровоз – пароход). Лексические замены часто вариативны, что объясняется преобладанием слухового контроля над произносительными и кинестетическими образами слов. Частые перестановки слогов и звуков в словах детьми свидетельствуют о нарушении структуры слова.
Одной из выраженных особенностей детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов; объём пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи к шести годам не знают многих слов: названий деревьев, животных, ягод, рыб, цветов, птиц, профессий, частей тела, инструментов и т.д. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников.
В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, купаться, идти, одеваться и т. д.). Значительно сложнее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Понимание и использование слов носит ситуативный характер. Наиболее распространёнными являются замены слов, относящиеся к одному семантическому слову. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, тыква – дыня, мандарин – апельсин, весна – осень, ресницы – брови и др.).
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными, например, являются такие замены: высокий – длинный, пушистый – мягкий, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д.
В заменах глаголов наблюдается неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – лезет, воркует – поёт, чирикает – поёт и т.д.).
Таким образом, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: ограниченность словаря, трудности его актуализации, неточность употребления слов, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, трудности изменения глаголов по родам и временам, неумение образовывать глаголы единственного и множественного числа, трудности в дифференциации и образовании глаголов совершенного и несовершенного вида, в дифференциации и образовании противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом.
Список литературы:
1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоцион. предпосылки освоения яз.кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 2007.
2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРТ-ЛТД, 2008.
3. Тулейкина М.М. Закономерности развития словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Екатеринбург– 2014.
4. Шестакова Н.В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи . Концепт. – 2016.
5. Яшина К.И. Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР - СПб: Издательство – 2015.