Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование развивающих игр в развитии мыслительных способностей дошкольников

Дата публикации: 2020-09-08 11:14:45
Статью разместил(а):
Величко Анастасия Владимировна

Использование развивающих игр в развитии мыслительных способностей дошкольников

Авторы: Величко Анастасия Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 32», г. Красногорск

 

Аннотация: Развитие умственных способностей детей достигается в процессе усвоения знаний. Именно в этом заключается смысл широко распространенного понятия: "развивающее обучение", "развивающие игры". Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии.  

Ключевые слова: развивающие игры, мыслительные способности, дошкольник.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента

«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин). Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии.   Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.

- постепенное усложнение обучающей игры и условий игры.

- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач.

- органическая связь и взаимосвязь между внутренней и внешней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду.

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать "в уме", мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает творческие способности и возможности.

Любая игра способствует развитие внимания, памяти, мышления. Например, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов в сенсорных играх, ребенок совершает сложные мыслительные операции. Перед ним становится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, передать свои мысли словами и пр.) и предлагается рациональные приемы ее решения. Эти приемы основаны на установлении связи между разными познавательными процессами, которые обеспечивают их эффективность. Например, чтобы лучше запомнить несколько предметов, нужно установить между ними смысловую связь.

Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, предлагаются с учетом возрастных возможностей и не утомляют их.

В играх на внимание ребенок выполняет такие действия, которые формирует целенаправленность и устойчивость внимания.

В играх, развивающих память, дети учатся устанавливать связь между предметами(запоминать, чтобы припоминать потом).

В играх на развитие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку учиться передавать свою мысль движение и связной речью. В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал определяет виды игры. В книге "Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста" под редакцией Богуславской З.М. и Смирновой Е.О. Разработаны Следующие виды игр: игры-забавы, игры с ролью, игры задачи и игры соревнования. Перечисленные виды игр не только опираются на интересы младших дошкольников, но и развивают их.

Главный методический принцип в использовании игр - их многократное повторение, которое не является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе внимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание лучше исполнять условия, которые создаёт игра для освоения и применение нового опыта.

Много интересных игр предлагается в книге "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста" под редакцией Венгера. В этот сборник вошли те задания, которые могут быть предъявлены детям каждой возрастной группы без предварительного обучения. Эти задания группируются следующим образом:

- Задания на замещение предметов.

- Задания на анализ строения предметов.

- Задания на выделение пространственных отношений.

- Задания на создание новых образов.

Предлагая детям задания, воспитатель должен широко варьировать материал и приемы его использования (предлагать разные фигурки, разные типы заместителей, различные их сочетания, придумывать всевозможные варианты решений), и оставаться в рамках, диктуем их доступностью задания для детей данного возраста.

Дети второй младшей группы умеют анализировать предметы, выделяя такие их признаки как цвет, форму, величину, особенности материала (твердый - мягкий, пушистый - гладкий) и т.п. В играх и упражнениях, формируется умение на основе выделения таких признаков, обозначать предметы с помощью разнообразных значков.

Кроме этого дети 3 лет способны анализировать элементарное строение предметов, выделяя существенное для решения задачи, соотношение их частей. В этом же возрасте они начинают овладевать, некоторыми пространственными отношениями.

У детей трех лет появляются элементы творческого воображения, но без специального руководства их воображение не может получить должного развития. Поэтому во второй младшей группе предлагаются задания, в которых на основе восприятия отдельных признаков предметов, обозначенных заместителями, дети создают в своем представлении разнообразные образы мир предметов и ситуаций. Например, игра "Придумай сам". Предлагается набор различных предметов: брусок, конус, палочка, пластмассовый шарик, полый цилиндр, деревянное колечко (можно от пирамидки). Подбираются картинки, напоминающие каждый из имеющихся предметов. Например, для брусочка - картинки с изображением санок, одежной щетки, мыла, автобуса и т. д. В игре "Зверюшки на дорожках" дети учатся соотносить картинки с определенными значками. Хорошо знакомую детям игру "Маленькие и большие ножки" можно проводить, используя теперь в качестве сигнала к действию разные типы заместителей (в словесной форме и в форме показа самого действия, графической, звуковой, световой). Интересные игры: "Сложи картинку", "Нарисуй палочками картинку", "Какая игрушка" (используется схема предмета).

Для детей средней группы предлагаются те же виды игр, что и для детей младшей группы. Но эти игры формируют у детей новые умения с учетом их возрастных возможностей. Так, в средней группе предлагается выделять в предметах некоторые дополнительные свойства(например, длительность звука) и обозначать предмет по этим свойствам, анализировать предмет не только по отдельным признакам, но и их совокупности, выполнять с заместителями предметов разнообразные действия наглядном и словесном плане. В игры вводится соревновательный элемент. В игре "Зверушки на дорожках" дети могут заполнять более длинные дорожки. Такие игры как "Где Мишка?", "Где Маша?" (дети) учат детей соотносить идеальное пространство с его планом. Игры "Волшебные картинки", "На что похоже?", "Поможем художнику" учат детей воображать предметы, на основе заданной им схемы.

В старшей группе дети не только используют предложенные взрослыми заместителем предметов и ситуаций, но и сами их придумывают. Они учатся применять все более сложные наглядные модели (планы, схемы, чертежи). Расширяется пространство, в котором дети должны ориентироваться. От придумывания отдельных предметов и ситуации они переходят создание целостных сюжетов, выраженных в рассказе или рисунке. Например, уже в знакомой игре "Придумай сам" детям предлагается самостоятельно подобрать предметы для игры. В этом возрасте ребенок может быть и ведущим: он задает вопросы и награждает фишками участников игры. Такие игры как "Найди игрушку", "Чьё это место?", "Секреты" учить детей ориентироваться по плану.

Для детей подготовительной группы добавляются игры, формирующие умение логическимыслить. Используются игры, предусматривающие самостоятельное создание разнообразных знаков и символов. При формировании умения анализировать строение предмета детям предлагаются задания с более сложными предметами, состоящие из большого количества составных частей. Что касается заданий на ориентировку в пространстве, то перед дошкольниками ставится довольно сложные задачи, решать которые приходится также в сложной ситуации. Впервые перед детьми ставятся задачи на выполнение основных логических действий: классификация (отнесения предмета к группе на основе заданного признака) и сериации (размещение предметов в заданной последовательности). Это такая игра под общим заданием "Кто веселее?" ("Кто старше?", "Что теплее" и т.д.). На оборотной стороне картинок нарисованы полоски разной длины.

Много игр интересных развивающего характера можно найти в книге Никитина Б. П. "Ступеньки творчества или развивающие игры". Это такие игры, как кубики "Сложи узор", "Унокуб", «Волшебный квадрат".

Развитие мыслительных способностей детей помогают Тризовские игры. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.

В современном мире развивающих игр большое разнообразие. Только взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Их использование будет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи, педагогов и родителей 

Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

 

Список литературы:

1. Венгер А.Л., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Просвещение», 1989г.

2. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2-6 лет. – М.: Издательство «Школьная пресса», 2010 .

3. Михайлова З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб; Издательство «Детство – Пресс», 2007г.

4. Шагреева О.А., Родина Е.В., Стародубова Н.А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. – М.: Издательство «Академия», 2002г.

 

. . . . .