Формирование диспозиции педагога средствами методического сопровождения
Формирование диспозиции педагога средствами методического сопровождения
Автор: Юдина Елена Александровна
Заведующий МАДОУ "Детский сад № 428 "Золотая рыбка", Екатеринбург
Аннотация: В представленном материале автор делится опытом работы с педагогическими кадрами в части их готовности осуществлять образовательный процесс в новых условиях развития Российского образования.
Ключевые слова: SWOT-анализ деятельности, STEP-факторы, программа «Моя диспозиция – гарант моего успеха».
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Меняется мир, изменяются дети. Современной системой Российского образования предъявляются высокие требования к профессиональной деятельности педагога: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Профессиональный стандарт педагога, «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Приказ Минобрнауки от 7.04.2014г. №276).
Актуальность перехода от унифицирования образования в России к его диверсификации, определяет новые подходы к профессиональной деятельности педагогов. Ведущие специалисты данного движения в системе дошкольного детства Л.А. Венгер, Н.С. Варенцова, О.М. Дьяченко, Т.Н. Доронова Н.А. Короткова, Т.В. Лаврентьева, Н.Я. Михайленко, Р.С. Немов, В.А.Петровский, и др., в своих работах указывают на особую значимость методического сопровождения педагогического успеха.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, системы его интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, его педагогической и управленческой деятельности – все эти характеристики успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу.
Уровень этих составляющих определяет диспозицию педагога: готовность, предрасположенность в работе с детьми. Диспозиционный подход имеет более объективную картину образовательного процесса, гарантирует успех педагогов.
В современных условиях эффективность методического сопровождения во многом определяется способностью мобильно реагировать на информационный запрос, получаемый от педагогов. Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности ВОП.
Однако, как показал SWOT-анализ деятельности педагогов МАДОУ № 428 «Золотая рыбка», они недооценивают значимость инновационных направлений в системе дошкольного образования (42%), доминирует эпизодичность получения информации (49%), не владеют приёмами переработки информации (47%), не имеют навыков самообразовательной работы (53%), не определяют обоснованные критерии оценки достижений детей (37%).
Сложившаяся ситуация требовала пересмотра и поиска актуальных методов сопровождения и средств в работе с педагогическими кадрами.
Для решения проблемы по активизации профессиональной диспозиции педагогов творческой группой разработана программа «Моя диспозиция – гарант моего успеха» (далее по тексту Программа). Она выступает как средство методического сопровождения системы непрерывного образования. Цель Программы: обеспечить подготовку педагогов для получения высоких результатов, которые определяют успех педагогического труда.
Программа основана на принципах деятельности педагогического коллектива:
1. Принцип универсализма: подготовленность к разнообразным видам деятельности по развитию личности детей;
2. Принцип приоритетов защиты Детства: в условиях экологенеративных и социальных конфликтов педагог защищает интересы развития детей;
3. Принцип сотрудничества: формирование личности ребенка происходит в совместной деятельности педагогов, детей и родителей;
4. Принцип педагогической доминанты деятельности: оценку своей деятельности педагог периода детства рассматривает с позиции педагогической целесообразности и с позиции формирования общей культуры ребенка;
5. Принцип психолого –педагогической толерантности: терпимость педагога к многоплановости подходов в формировании личности ребенка в историческом, экологическом, культурном, этнологическом и микросоциальном контекстах.
Для выявления уровня профессиональной диспозиции педагогов разработан диагностический инструментарий:
- Диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной и экспериментальной деятельности.
- Самодиагностика профессиональной деятельности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей.
- Комплексный анализ методического сопровождения педагогов за год.
В процессе реализации Программы используются следующие методы:
- изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме Программы, нормативных и инструктивных документов;
- методы мониторингового исследования;
- теоретическое моделирование;
- методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.);
- использование ИКТ-технологий в организации инновационной работы;
- метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе реализации Программы.
Общее (стратегическое руководство) осуществляет заведующий. Координацию программного и научно-методического обеспечения Программы, а также проектировку, оперативную коррекцию, контроль осуществляет заместитель заведующего. Оперативное выполнение – педагоги ДОУ.
Программа имеет три блока: Блок повышения социально-профессиональной квалификации педагогов, Блок мониторингового слежения за деятельностью педагогов, Научно-методический блок.
В каждом блоке определены ответственные лица и сроки проведения. Согласно тематике блока запланированы мероприятия, такие как: Педагогический тренинг, Творческие лаборатории, Решение проблемных ситуаций, Педагогическая гостиная, Кейс-технология, Организационно-деятельностные игры, Проблемно-творческие задания, Коучинг-сессия, Электронный портфолио педагога, Фестиваль педагогических идей, Ярмарка психологических портретов, Палитра мастерства, Выставка научно-методических, дидактических разработок, Аукцион педагогических находок, Педагогический пробег, Час защиты психолого-педагогических позиций, Педагогический ринг, Дебаты, Турнир-викторина, Консультация-парадокс, Педагогический коллоквиум.
Большое значение в процессе методического сопровождения активизации педагогической диспозиции придавалось формированию навыков практической работы, изучению обобщению и распространению педагогического опыта, развитию творческих способностей и личностных качеств педагогов.
Эффективность реализации программы «Моя диспозиция – гарант моего успеха» показывают существенные результаты: 79% педагогов стали оценивать значимость инновационных направлений в системе дошкольного образования, у 67% педагогов получение информации носит системный характер, педагоги овладели приёмами переработки информации (71%), изучать психолого-педагогическую литературу, выбирать тематику и планирование самообразовательной работы способны 84%, разрабатывать и определять критерии оценки достижений детей научились 89% человек от общего количества педагогов.
Анализируя данные результаты, считаем, что содержание Программы может служить средством методического сопровождения, т.к. изменения показателей подтверждают положительную динамику активизации диспозиции педагогов к осуществлению инновационного образовательного процесса.
Программа мобильна. Она носит не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации педагогов, детей и их родителей в совместной синергетической деятельности. В перспективе работы с педагогическими кадрами под влиянием STEP-факторов, установок системы Российского образования и показателей SWOT-анализа деятельности педагогов МАДОУ № 428 «Золотая рыбка» планируется ее модернизация.