Модель организации методической деятельности в дошкольной образовательной организации
Модель организации методической деятельности в дошкольной образовательной организации
Авторы: Гавриленко Юлия Алексеевна
и Борисенко Татьяна Владимировна
МБДОУ "Детский сад № 12", станица Каневская
Аннотация: Данная статья является методическими рекомендациями для педагогов дошкольной образовательной организации, а также родителей воспитанников по созданию модели организации методической службы. В статье раскрывается понятие о методической работе как о комплексном и творческом процессе. Раскрыта модель организации методической деятельности.
Ключевые слова: методическая деятельность, методическая работа, организация, модель организации, дошкольное образование, обучение воспитателей.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Говоря о моделях организации методической деятельности в дошкольной образовательной организации, прежде всего мы считаем необходимым раскрыть несколько вопросов:
- Что же такое методическая деятельность?
- В чем ее особенность и какое место ей отводится в образовательной организации?
Методическая работа в дошкольном учреждении – это комплексный и достаточно творческий процесс, в котором реализуется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с воспитанниками.
Методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры, которая призвана поддерживать ход образовательного процесса и содействовать его усовершенствованию.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов система взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива в целом, на достижение качественных результатов образования, воспитания и развития детей.
Управление методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей (Ю.К. Бабанский).
Модель методической деятельности включает в себя три «пространства»:
• исследовательское;
• экспериментальное;
• коррекционное.
В процессе методической деятельности эти составляющие объединены в три типа методической деятельности, которые являются единой цепочкой определенных элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Можно выделить основные действия методиста (старшего воспитателя) в каждом из этих пространств.
При создании, поисках методов работы с детьми используются: изучение используемых методов в практике, наблюдение, описание, сравнение, выявление закономерностей и т.д.
При внедрении метода в работу педагогов старший воспитатель информирует, обучает, распространяет, организует опытно-экспериментальную работу и воспроизведение данного метода и т.д.
При применении методики, метода основной упор делается на контроль за реализацией основных положений и коррекцию данной методики.
Ежегодно в каждой образовательной организации на новый учебный год планируется система методической деятельности. Эта работа гибкого планирования, в нее могут при необходимости вноситься дополнения и коррективы.
При моделировании системы методической работы необходимо:
• учесть состав педагогических работников и уровень их профессиональной компетентности в системе;
• необходимо определить роль и место каждого внутри общей системы методической работы, выявить их уровень профессиональной компетентности с учетом профессионального стандарта педагога;
• спроектировать для каждого педагогического работника тематики методических консультаций, творческих групп, поиск рациональных форм и способов их взаимодействия в целостной работе образовательной организации;
Выбирая оптимальный вариант системы методической работы, важно учитывать следующие параметры:
• задачи, стоящие перед дошкольной образовательной организации в инновационной деятельности;
• результаты диагностики профессиональной деятельности педагогов и результаты работы дошкольной образовательной организации в целом;
• количественный и качественный состав педагогического коллектива (уровень образованности педагогов, их профессиональную компетентность, готовность к внедрению инноваций);
• сложившиеся традиции;
• материальные, моральные, психологические и другие условия.
В методической работе приоритетным является системный подход к ее построению.
В системе методической работы есть общее для всех дошкольных образовательных организаций и специфическое для каждой организации в отдельности. К общему относятся:
• создание индивидуальной, авторской высокоэффективной системы работы воспитателя, обогащение его знаний, развитие мотивов творческой деятельности;
• формирование в дошкольной образовательной организации коллектива единомышленников: выработка педагогического кредо, развитие традиций, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса; выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, приобщение воспитателей к экспериментальной работе;
• создание системы повышения квалификации педагогов.
Когда речь идет о специфическом в методической работе каждой ДОО, то это могут быть приоритетные направления в организации образовательного процесса или использование инновационных технологий в работе с дошкольниками.
Литература:
1. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя ДОУ. М.: АСТ, 2002.
2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
3. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.