Особенности инклюзивного образования в группе комбинированной направленности детского сада
Особенности инклюзивного образования в группе комбинированной направленности детского сада
Автор: Ашихмина Елена Алексеевна
Одной из задач ФГОС ДОО в дошкольном образовании является обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в период дошкольного детства в получении качественного образования независимо от психофизиологических и личностных особенностей.
Л.С. Выготский полагал ,что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических ,но и социальных факторов.
Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми людьми, отделяется от обычных детских игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом. Только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и ценят.
В 2017 году в нашем образовательном учреждении была создана группа комбинированной направленности. Эту группу посещали 7 здоровых детей и 3 ребенка с ОВЗ. Вначале нами, воспитателями, были изучены нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ОВЗ адекватного их возможностям образования. Прошли курсы повышения квалификации по организации работы с детьми с ОВЗ. Педагогами были составлены адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты, которые включают в себя последовательность коррекционной работы с использованием разнообразных технологий по работе с детьми с ОВЗ.
В заключении ПМПК детям с ОВЗ были рекомендованы специальные образовательные условия:
1. Обучение и воспитание детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе.
2. Индивидуальные занятия по всем разделам программы.
3. Занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и психологом.
Совместно с педагогами-специалистами были разработаны образовательные маршруты для каждого ребенка с ОВЗ. Главной целью которых было:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута.
2. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ОВЗ и оказании им помощи в освоении адаптированной образовательной программы.
3. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
Особенностями организации работы в группе комбинированной направленности являются:
- реализация двух типов программ: основной общеразвивающей для детей с нормой развития и индивидуальных адаптированных программ для детей с ОВЗ;
- планирование и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ОВЗ;
- планирование и организация совместной жизнедеятельности всех воспитанников группы;
- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ОВЗ;
- создание адекватной развивающей среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей;
- консультирование родителей детей с ОВЗ по вопросам воспитания в семье; установление с родителями доверительных и партнерских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Процесс адаптации детей с ОВЗ проходил постепенно. Сначала дети с ОВЗ занимали позицию наблюдателей, присматривались к детям, в занятиях не участвовали, но в детский сад приходили с желанием, интересом. Установление эмоционального контакта проходило без затруднений, так как в общении дети открыты, доброжелательны. У этих детей не были сформированы навыки самообслуживания, с ними проводилось индивидуальная работа, практические упражнения, дидактические игры. Занимаясь с детьми индивидуально, приобщая их к игре со сверстниками, позволило раскрепостить детей, вселить в свои умения. И дети с ОВЗ полноценно стали участвовать в жизни группы, проявлять активность, с удовольствием принимали участие в мероприятиях художественно-эстетического направления (утренники, театрализованная деятельность и т.д.). Одна девочка очень любит музыкальные занятия. Она с удовольствием танцует, поет. А мальчик очень любит рисовать и посещает занятия по изобразительной деятельности со здоровыми детьми.
Таким образом, за три года работы можно отметить следующие положительные изменения у воспитанников группы.
Дети с ОВЗ:
- стали активнее, повысилась познавательная активность;
- сформированы навыки самообслуживания;
- улучшилась мелкая и крупная моторика;
- научились общаться со сверстниками, строить с ними игровые отношения;
- стали участвовать в развлекательных и досуговых мероприятиях ДОО.
У здоровых детей:
- проявление сочувствия, сопереживания, деликатности ,оказание помощи и поддержки ;
- проявление терпимости к особенностям развития сверстников;
- стремление к сотрудничеству.
Проводимая работа способствовала повышению компетентности родителей в вопросах развития детей с ОВЗ. Прикасаясь к деликатной сфере семейных проблем, мы старались работать индивидуально, чтобы родители (здоровых детей) могли увидеть и понять, что совместное обучение и воспитание детей с разными психофизическими возможностями не только не вредны, а во многом даже приносит пользу. Например, в нашем случае, родители стали замечать в поступках своих детей проявление милосердия, доброты, желание придти на помощь.
Строя свою работу по такой системе, мы, воспитатели группы, мы можем с уверенностью сказать, что родители детей с ОВЗ удовлетворены пребыванием своего ребенка в детском саду. А родители детей с типичным развитием удовлетворены тем, что их дети ничего не потеряли, они не обделены вниманием. Их развитие не только не тормозится, а, наоборот, из-за малочисленности группы воспитатели имеют возможность им также обеспечить индивидуальный подход.
Также можно отметить, что существенных трудностей по вхождению детей с ОВЗ в детскую среду не возникает. Дети воспринимают себя равными по отношению к другим детям. Самые главные участники инклюзивного обучения - здоровые дети + дети с ОВЗ.
Опыт работы показал, что дети с ОВЗ успешно реализовали, получили помощь и поддержку в овладении адаптированной образовательной программы. Успешно адаптировались в социальной среде, показали положительную динамику в развитии.
Итак, инклюзивное образование позволило:
- снизить дефицит общения ребенка с ОВЗ;
- снизить изоляцию детей данной категории в социуме;
- приобрести друзей среди здоровых сверстников;
- больше узнать здоровым детям, а также их родителям о проблемах детей с ОВЗ;
- научиться здоровым детям проявлять деликатность, терпение, понимание своих сверстников;
- организовать для родителей консультации специалистов.
Детство - это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Чем раньше начнется работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Ведь только родители детей с ОВЗ могут понять, какое это счастье - здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных.